ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ: СКАНДАЛОЛОГИЯ

ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ: СКАНДАЛОЛОГИЯ

В 1986 году американский исследователь Энтони Кинг (Anthony King) предложил ввести новый научный термин, описывающий научную дисциплину, занимающуюся изучением феномена скандалов — «скандалологию».
Кинг отмечал, что в современных условиях скандалы приобретают новые, невиданные ранее формы. По его мнению, реалии жизни, настроения общества, представления о хорошем и дурном, законы и пр. факторы меняются столь быстро и подчас внезапно, что невозможно заранее предсказать, какая история может превратиться в скандал, а какая — нет. Еще одним важным фактором является поведение средств массовой информации: Кинг отмечал, что достаточно часто журналисты успешно создавали слона из мухи, скандал был основан на пустяках и неточностях. И, наоборот, истории, которые имели все шансы превратиться в крупномасштабный скандал, по неизвестным причинам не попадали в поле внимания серьезных СМИ и, соответственно, обществ. В любом случае, каждый скандал — это нарушение общепринятых правил игры. Скандал всегда создает «козла отпущения» и всегда создает видимость начала новой эпохи: так, в США появилась «постуотергейтская» эра.
В 1988 году была опубликована знаковая книга Андрея Марковитца (Andrei Markovitz) и Марка Силверстейна (Mark Silverstein) «Политика Скандала: Власть и Процесс в Либеральных Демократиях» (Politics of Scandal: Power and Process in Liberal Democracies). Авторы указывали, что особенность скандала заключается в том, что он показывает «зияющую дыру в общепринятой реальности». Они различают два основных типа любого политического скандала: «процедурный» и «реальный». Под первым они понимают скандал, возникший в результате неверных действий государственных структур, или действия следственных органов любого рода, под вторым — обнародованные результаты личной жизни сильных мира сего, которые противоречат общепринятым нормам поведения (среди них — сексуальные похождения). По их мнению, первого рода скандалы намного более важны для государства, однако «реальные» скандалы привлекают намного большее внимание и, как правило, приводят к намного более серьезным последствиям. Марковитц и Силверстейн также отмечают, что политические скандалы происходят только в либеральных обществах — при тоталитарных и авторитарных режимах у общества либо нет шансов узнать правду о неприглядных делах властителей, либо СМИ не имеют возможности придать этой истории большое значение.
Джон Томпсон (John Thompson), автор книги «Политический Скандал: Власть и Видимость в Медийный Век» (Political Scandal; Power and Visibility in the Media Age), доказывает, что сексуальные скандалы стали неотъемлемой частью современного политического процесса. Он напоминает, что грехи на сексуальной почве были у множества европейских и американских политиков прошлого, однако до середины 20-го века лишь немногие из них становились поводом для политических потрясений, громких отставок и судебных вердиктов. Ситуация менялась одновременно с изменением структуры и возможностей средств массовой информации. По мере того, как СМИ становились все более влиятельными и всепроникающими, личная жизнь политиков переставала быть только их частной жизнью. Если до начала эры телевидения сексуальные грехи некоторых членов политической тусовки интересовали лишь их противников и репортеров бульварных газет, то с 1950—1960-х годов эта тема стала привлекать серьезные СМИ, которые оказывали и оказывают колоссальное влияние на настроение общества.
Джеймс Ньюелл (James Newell) и Джон Гаррард (John Garrard), авторы книги «Скандалы в Политике Прошлого и Настоящего» (Scandals in Past And Contemporary Politics), отмечают, что скандал может стать скандалом только тогда, когда события, ставшие его причиной, имеют символическое значение или являются проявлением какой-то проблемы, беспокоящей все общество. Для скандала также требуется, чтобы общество не испытывало особого доверия к своим властям, чтобы в нем происходили постоянные идеологические, этические, социальные и пр. трения и чтобы какая-то неприглядная история была вопиющим нарушением действующих стандартов. Сексуальные похождения могут стать поводом для скандала далеко не во всех странах: так, например, во Франции и Италии к подобным «подвигам» политиков относятся намного терпимей, чем в США и Великобритании. К примеру, президент Франции Франсуа Миттеран имел постоянную любовницу и внебрачную дочь (в дополнение к законному сыну) — эта деталь его биографии была прекрасно известна французам, однако не вызывала негативной реакции.
Роберт Уильямс (Robert Williams), автор книги «Политические Скандалы в США» (Political Scandals in the USA), отмечает, что накал и последствия скандалов обусловлены не только его реальными масштабами, но и состоянием политической жизни США, фазами избирательного цикла и пр. Он указывает, что во второй половине 20-го века в США сформировалась настоящая «инфраструктура» скандала — то есть, появились специальные структуры, которые специализируются на анализе и расследовании подобных историй. При этом действия «инфраструктуры» часто становятся причиной для новых скандалов. Скандалы превратились в мощное оружие политической борьбы, которое используют все участники гонки, вне зависимости от цвета своих флагов.
Лэнни Дэвис (Lanny Davis), автор книги «Скандал: Как Политика "Попался!" Уничтожает Америку» (Scandal: How "Gotcha" Politics Is Destroying America), доказывает, что с одной стороны, скандалы позволяют очистить авгиевы конюшни большой политики, но с другой — они способны уничтожить лидеров, которые могли бы принести много пользы. Скандалы часто соответствуют следующему определению «много дыма — мало огня»: подлинные ошибки и преступления политиков общество и пресса склонны преувеличивать и драматизировать.
Рэнди Шерер (Randy Scherer), автор книги «Политические Скандалы (Противоположные Точки Зрения)»Political Scandals (Opposing Viewpoints), указывает, что представления американцев о допустимых правилах игры в сфере секса менялись с течением времени. Поэтому видоизменялись и скандалы. Так, в 1925 году США потрясла следующая история: один из видных нью-йоркских политиков, происходящий из семьи местной аристократии, подал судебный иск на свою жену через неделю после свадьбы — он обвинил ее в том, что новобрачная скрывала свою истинную расу (ее дед был индусом или чернокожим). Шерер подчеркивает, что в современных условиях подобный скандал навсегда уничтожил бы репутацию не молодой женщины, а ее супруга. С другой стороны, до 1930-х годов многие политики Нью-Йорка имели «официальных» любовниц и не стеснялись их демонстрировать на публике — это считалось совершенно нормальным, поскольку показывало, что политик находится в расцвете сил.
Далеко не каждая сексуальная связь может превратиться в политический скандал. Для этого требуется, чтобы эта история обладала рядом важных особенностей. Джулиет Уильямс (Juliet Williams), автор книги «Связи с Общественностью: Политика в Эпоху Сексуальных Скандалов» (Public Affairs: Politics in the Age of Sex Scandals), выделяет ряд основных факторов, которые превращают заурядный роман в секс-скандал. Чем больше этих факторов присутствует в истории, тем больше вероятность того, что она превратится в «полноценный» и громкий скандал, который может привести к самым неожиданным последствиям. К числу этих факторов Уильямс относит арест (например, за совершение или попытку совершения развратных действий), шантаж (в отношении известных политиков, государственных деятелей, бизнесменов и пр.), незаконное использование властных полномочий (например, когда сильные мира сего используют свое положение, чтобы помогать любовникамлюбовницам или скрывать свои любовные связи), гомосексуализм или бисексуализм (однополая связь негативно воспринимается практически во всех обществах), различного рода сексуальные расстройства (например, увлечение мазохизмом или занятия сексом в малоаппетитных местах, таких, как общественный туалет), двуличие (в случае, когда, например, политик осуждает других за семейную неверность, но сам занимается подобными делами), публичная ложь (когда герой секс-скандала публично заявляет о своей невиновности, но факты неоспоримо свидетельствуют об обратном), сексуальное насилие, секс с несовершеннолетними и пр.
Во многих случаях сексуальные скандалы становились результатом работы спецслужб. Так, в конце 1950-х годов восточногерманская проститутка и агент разведки СССР или ГДР (тут, источники расходятся) переехала в Канаду и стала любовницей двух министров. В 1963 году схожая история произошла в Великобритании: любовница министра обороны также оказалось любовницей советского военно-морского атташе.

Washington ProFile