ТЕРМИНАТОР КАЛИФОРНИИ

ТЕРМИНАТОР КАЛИФОРНИИ

Алла ИВАНОВА

На государственном посту Шварценеггер переплюнул многих политиков.

У губернатора Калифорнии юбилей: Арнольду Шварценеггеру исполнилось 60. Он был терминатором, детсадовским полицейским, мистером Вселенная, мужем женщины из клана Кеннеди. Но именно на ответственном государственном посту железный Арни всех особенно потряс. Он сделал для своего штата то, что оказалось не под силу его предшественникам. И при этом в системе американской власти Шварценеггер завис где-то сбоку. Формально он республиканец, но так ли это на самом деле — политологи пока не определились.
Основное достижение губернатора Арни состоит в том, что он ухитрился в два раза сократить дефицит бюджета штата, что до него не удавалось сделать никому. Его хвалят за то, что он пытается бороться с одной из главных американских проблем — ожирением, запретив продавать в школах газированные напитки. Он проводит глобальные экологические кампании на вверенной ему территории, за что его уже полюбил весь продвинутый экологический мир. Он пошел против президентской администрации, от имени штата подписав разработанный демократами закон о сокращении вредных выбросов в атмосферу. При нем в Калифорнии начала активно развиваться альтернативная энергетика (возобновляемые источники энергии типа солнечной, ветряной и так далее). Правда, для Калифорнии это вопрос жизни и смерти, штат в прямом смысле на шкурах своих жителей чувствует проблему глобального изменения климата. Но в любом случае его немедленно и пылко полюбили все экологи мира.
В этом и заключается, по мнению американских политологов, проблема губернатора Шварценеггера, который при таком раскладе может стать терминатором собственной политической карьеры. Его поведение не вписывается в традиционные американские двухпартийные рамки. В чем-то он — демократ, а в чем-то — республиканец, и в результате его потенциальные противники и союзники никак не могут понять, чего он хочет и кто он на самом деле.
Республиканец Шварценеггер выступает за смертную казнь. Он отказался помиловать известного калифорнийского преступника Стэнли Туки, борьба за жизнь которого стала мощной PR-кампанией пацифистов. И Туки был казнен. Арни поддержал вторжение в Ирак и лично поддерживает Джорджа Буша. Он наложил вето на закон об однополых браках в штате, сокращает многие социальные программы, обложил дополнительным налогом игорный бизнес штата, который в основном принадлежит местным индейцам (обижать нацменьшинства, даже если это богатые и жуликоватые владельцы игорных заведений, не позволил бы себе ни один демократ). Наконец его папа был нацистом, что тоже свойственно скорее биографии типичного белого республиканца.
Демократ Шварценеггер неоднократно и во всеуслышание признавал геноцид армян и агитирует за то, чтобы Америка сделала это на государственном уровне, чего страна пока сделать не решается, чтобы не обидеть своего главного европейского союзника — Турцию. Арни равнодушен к Турции, зато в его штате проживает мощная армянская община, поэтому он понимает их проблемы. Он снимался в кино во время выборов, главой своего предвыборного штата сделал лесбиянку, выступает против закона о запрещении абортов. Он лично отказал президенту в усилении и укреплении границ с Мексикой и, наоборот, всячески помогает мигрантам. Например, затеял мощную социальную программу, в результате которой страховая и медицинская помощь стали для небогатых доступнее. Наконец его финансово поддерживают его товарищи по цеху демократов — Стивен Спилберг, Сильвестр Сталлоне, Джеймс Кэмерон — все они во время предвыборной кампании сделали щедрые взносы в его бюджет.
Арни женат на потомственной демократке, девушке из, может быть, самой известной семьи американских демократов, Марии Шрайвер, племяннице президента Джона Кеннеди. Как в одной семье уживаются представители двух конкурирующих политических партий — это загадка, хотя однажды Арни простодушно признался, что порой жена лишает его супружеской близости, если они кардинально расходятся в политических спорах. Учитывая темперамент мистера Вселенная, надо полагать, что он скорее уступит жене, чем будет ночевать в одиночестве. Может быть, причина его двойственной политической природы кроется как раз в этом?

rbc daily