ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ

Кандидат в президенты США от Демократической партии Джон Эдвардс на специально организованной пресс-конференции заявил, что у его жены обнаружена запущенная форма рака. Эдвардс также отметил, что это не изменяет его политических планов. Еще полвека назад подобного произойти просто не могло: политики считали выше своего достоинства информировать общественность о состоянии своего здоровья или об иных интимных деталях своей семейной жизни. Однако правила игры изменились.
Некоторые исследователи считают, что нынешний интерес американской общественности к частной жизни политиков объясняется достаточно просто: в последние десятилетия политики дали слишком много поводов подозревать их в двуличности и во лжи. Кроме того, политики часто появляются на публике в компании своих жен, детей, внуков и родителей, что должно продемонстрировать их высокий моральный облик и крепость семейных уз. В результате, вопросы обращаются не только к политикам, но и к членам их семей.
Таким образом, политики оказываются лишены права, которое является одним из основ американского образа жизни — права на неприкосновенность личной жизни («прайвеси»privacy). Обычно для США информация о состоянии здоровья человека строго засекречена. Лечащие врачи не имеют права разглашать ее без письменного разрешения самого пациента (исключением является запрос суда).
Здоровье первого лица государства имеет большое значение для судеб страны. Однако многие президенты США успешно скрывали свои недуги или преуменьшали их тяжесть. Роберт Гилберт (Robert Gilbert), автор книги «Cмертельное Президентство: Болезнь и Страдание в Белом Доме» (Mortal Presidency: Illness and Anguish in the White House), приводит большое количество подобных примеров.
Некоторые президенты не скрывали своих болезней, но старались преуменьшить их значение. Президент Франклин Рузвельт болел полиомиелитом, что приковало его к инвалидной коляске. Однако его помощники каждый раз просили фотокорреспондентов не снимать Рузвельта в коляске, на большинстве фотографий, опубликованных в американских газетах в 1930-е —1940-е годы, показано лишь лицо или верхняя часть туловища президента.
В 1944 году, под конец Второй мировой войны, Рузвельт тяжело заболел, а в начале 1945 года скончался. Его болезнь стала одной из наиболее охраняемых тайн США, поскольку окружение Рузвельта пришло к выводу, что известие о его недуге сыграет на руку Японии и Германии.
Президент Гровер Кливленд перенес две операции, в ходе которых раковые опухоли были удалены из его ротовой полости. Однако США и мир об этом не узнали — Кливленд сообщил лишь, что ему вырвали два зуба. Хирургические операции были проведены в обстановке полной секретности — для первой из них под операционную была переоборудована кают-кампания яхты. Одна из филадельфийских газет каким-то образом узнала об этом и опубликовала соответствующую статью — Белый Дом категорически опроверг ее. Реальное положение дел стало известно лишь через девять лет после смерти Кливленда (в 1897 году Кливленд завершил свою работу в Белом Доме, проведя в нем два срока, скончался он в 1908 году).
Президент Вудро Вилсон в последний год своего правления перенес тяжелейший инсульт. И в этом случае подлинный диагноз остался тайной — для непосвященных лиц у Вилсона было тяжелое расстройство пищеварительной системы. Иная проблема повлияла на жизнь президента Калвина Кулиджа — он лишился 16-летнего сына, из-за чего почти 11 месяцев находился в жесточайшей депрессии и, фактически, отошел от управления страной. Об этом стало известно лишь через несколько лет после того, как Кулидж покинул Белый Дом. Президент Дуайт Эйзенхауэр в 1955 году пережил тяжелый инфаркт. В этом случае прессе было сообщен настоящий диагноз, однако пресс-служба президента подчеркивала, что инфаркт был «легким» или «средней тяжести».
Президент Линдон Джонсон в 1965 году собрал журналистов и обнажил свой живот, чтобы продемонстрировать свежий шрам, появившийся после операции по удалению грыжи. Причиной столь экстраординарного стриптиза были слухи, согласно которым Джонсон перенес тяжелый инфаркт (ранее — задолго до переселения в Белый Дом — у Джонсона действительно был инфаркт, из которого секрета не делали). Впрочем, предъявленный шрам не уничтожил слухи: скептики пришли к выводу, что Белый Дом пытается дезинформировать общественность.
Ныне многие кандидаты в президенты США играют на опережение. Они заблаговременно информируют о состоянии своего здоровья, чтобы избежать кривотолков. Поэтому ныне известно, что у Джона МакКейна и Сэма Браунбэка — меланома, Руди Джулиани страдет раком простаты, Фред Томпсон — лимфомой, а Майк Хаккаби — диабетом. Последний даже превратил свой недостаток — в достоинство: он успешно похудел и написал книгу о своем личном опыте.

Washington ProFile