«БРАТЬЯ-ДЕМОКРАТЫ»

«БРАТЬЯ-ДЕМОКРАТЫ»

Рафаэль КОГАН, Хайфа

Спикер палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси завершила ближневосточное турне, на очереди — Иран. Наблюдатели отметили, что американский спикер выступила во время ближневосточного турне в несвойственной для своей должности дипломатической роли. Заявления, сделанные Пелоси в Израиле, Сирии и Саудовской Аравии, находятся в настолько вопиющем противоречии с официальной линией, проводимой Белым домом и Госдепартаментом на Ближнем Востоке, что представители администрации Буша обвинили ее в подрыве внешней политики США в регионе.
Вице-президент Ричард Чейни заявил, что Пелоси нарушает изоляцию Дамаска. Президент Буш уточнил: «У Башара Асада может сложиться неправильное впечатление, что он является полноценным членом мирового сообщества».
В чем же причина такого рода странной активности Пелоси? Эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко отметил, что ее турне на Ближний Восток преследовало внутриполитические цели, но «ее заявления продемонстрировали отсутствие в США единой внешнеполитической линии». На Ближнем Востоке это неизбежно воспримут как признак слабости и займут в отношениях с США более жесткую позицию.
Однако сама Пелоси заявила журналистам, что ее поездка «была очень полезной для политики президента Джорджа Буша, поскольку она показала единство США со странами региона в борьбе против международного терроризма». Сложно объяснить, какое может быть единство у Америки, воюющей в Ираке с боевиками, прибывающими из Сирии.
Демократам одного турне показалось мало, и лидер демократического большинства в палате представителей Конгресса США Стени Хойер съездил в Египет. Там он дважды встретился с одним из лидеров исламистской группировки «Братья-мусульмане» Мохаммедом Саадом аль-Кататни — сначала в здании парламента, а затем в доме у посла США. Речь на встречах шла о ситуации на Ближнем Востоке и роли оппозиции в политической жизни Египта. Произошло это через пару дней после того, как руководство США поддержало конституционные реформы египетского руководства, направленные на предотвращение парламентской победы «Братьев».
Стоит отметить, что руководство госдепартамента США, в том числе госсекретарь Райс, хоть и не имеющая, по мнению израильских специалистов, необходимых и достаточных знаний и опыта действий в ближневосточном регионе, до сих пор все же отказывалось встречаться с «Братьями-мусульманами». Напомним при этом, что Райс добивалась прихода на Ближний Восток демократии, провозвестниками которой должны были стать Ирак и Палестинская автономия (ПА).
Но пока в Ираке — анархия, в автономии — воинствующий ислам, захвативший власть. Райс уговорила Абу-Мазена разрешить ХАМАСу участвовать в выборах в январе 2006 года и буквально заставила президента Мубарака разрешить участие «Братьев-мусульман» в выборах в конце 2005 года. И в обоих случаях результаты были катастрофическими. «Братья» теперь имеют 88 мест в парламенте Египта, а их ответвление – ХАМАС — взял власть в ПА, превратив президента автономии в опереточного генерала. Итогом же бестолковых визитов демократов, на фоне совершенных Госдепартаментом в последние два года политических ошибок, может стать полный провал многолетней политики США в регионе.
«Братья-мусульмане», с которыми столь неосторожно пообщался лидер демократического большинства Конгресса США, — не только старейшая террористическая исламистская организация ближневосточного региона, стоявшая у истоков арабо-израильского конфликта. «Братья» – создатели и хранители идеологической базы всех исламистских движений региона, и палестинского ХАМАСа — в первую очередь.
Нет никаких гарантий, что завтра с целью «продвинуть» политику США и «оказать помощь президенту Бушу» Нэнси Пелоси и Стени Хойер могут прилететь в Газу на встречу с лидерами боевиков, обстреливающих ракетами израильский город Сдеро, или в Бейрут — на встречу с Хасаном Насраллой. А может и в горы Афганистана — для бесед за спиной у недемократичного Буша с главарями «Аль Каиды». Ведь уж если начинать говорить с террористами, то со всеми! Если же в Белом доме отвергают эту идею, Пелоси и Хойер берут внешнеполитическую инициативу в свои руки.
Но даже поверхностный анализ истории ближневосточного региона 1947-1948 годов показал бы именитым американским визитерам, что, например, египетский король Фарук не имел ни малейшего желания начинать агрессию против молодого еврейского государства и вторгаться в Палестину в 1948 году. Он видел в еврейском государстве естественный геополитический барьер против блока Иордания-Ирак-Саудовская Аравия, которые возглавляли короли-«Братья-мусульмане» из числа саудовских принцев.
И именно «Братья-мусульмане» первыми послали тысячи своих боевиков в Палестину для войны против еврейского государства. Их очень раздражало то, что местные арабы резали не столько евреев, сколько своих противников из недружественных кланов, деля земли и имущество после ухода британцев. Египетские же «Братья», совместно со своими иорданскими коллегами исламистами, не справляясь с евреями, угрозами вынудили королей четырех арабских стран послать свои армии в Палестину. Это кончилось для местных арабов трагически, а весь регион заполыхал бесконечной войной.
Вряд ли Стени Хойер говорил с «Братьями» об их исторической роли и вине и призывал их к «христианскому покаянию». Со слов Пелоси уже известно, как на встречах в Сирии с организаторами убийства Рафика Харири и американских солдат в Ираке она необыкновенно успешно демонстрировала «единство США со странами региона в борьбе против международного терроризма». По аналогии можно предположить, что и Стени Хойер не менее успешно демонстрировал на встречах с «Братьями-мусульманами» «единство США с народами стран региона в борьбе за демократию против недемократических правителей».
Результатом таких душещипательных бесед американских демократов с египетскими исламистами, в обход Госдепартамента, может стать приход «Братьев» к власти в Египте. Сценарий, кстати, совершенно не уступающий по опасности воцарению Хомейни в Иране в 1979-ом. Особенно если вспомнить о стратегических запасах современнейшего американского оружия, поставленного Египту за последние десятилетия.