АПРЕЛЬСКАЯ МАТРИЦА, ИЛИ ПОЧЕМУ ЗЕРКАЛО ТРЕСНУЛО

АПРЕЛЬСКАЯ МАТРИЦА, ИЛИ ПОЧЕМУ ЗЕРКАЛО ТРЕСНУЛО

Украинское зазеркалье повернулось к весне, отбрасывая тени. Президент В. Ющенко своим указом до срока прекратил полномочия Верховной Рады V-го созыва и назначил внеочередные парламентские выборы. Произошло это светлым вечером второго дня месяца нисана, в начале страстной пасхальной недели, после непрерывных шести часов консультаций с руководством Рады, премьер-министром и лидерами депутатских фракций. Вопреки ожиданиям «наедов» — членов «антикризисной» коалиции Рады, недавно переназванной «коалицией национального единства», снисходительно считающих президента «блаженным», «бесхребетным», безвольно идущим у них на поводу, отступник предпринял попытку возвратить утраченное лицо. Выглядело достойно, без привычной манерности, хотя и с некоторой пафосностью. Президентское Обращение к украинскому народу отличалось конкретностью и точностью формулировок. «Политический кризис создаёт угрозу нашей стране и народу». В основе кризиса, судьбоносно заявил Ющенко, три небезопасных тенденции. Неконституционный процесс формирования и переформатирования парламентского большинства, которое создаётся на основе депутатских фракций, а не на основе индивидуального или группового членства. Всё остальное президент именовал «ревизией воли народа» и «циничным вызовом». Последней каплей, переполнившей чашу опасений, стал переход в коалицию правителей отнюдь не великолепной семерки депутатов оппозиционной «Нашей Украины» во главе с вожаком партии промышленников и предпринимателей А. Кинахом, когда-то перебежавшего к «помаранчевым» из кучмистского стана. Правда ли, что за Кинахом перейдут ещё семеро, спросили тогда вице-премьера А. Клюева. «Ну, почему же только семеро», обаятельно улыбаясь, ответил вопросом на вопрос специалист в сфере топливно-энергетического комплекса, для которого приблизительно с середины 90-х вращались разве что не все сразу динамо-машины и турбины украинского юго-востока. Перебежали девять, в т.ч. из бютовской фракции. Новые большевики не скрывали конечной цели довести количественный состав коалиции до 300 голосов, что сделает реалистичным преодоление президентских вето, объявление импичмента и, вообще, беспредельную власть при президенте-вывеске. Следующей угрозой Ющенко считает «постоянную практику принятия нелигитимных, антиконституционных решений». Таковым признаётся, например, закон о кабинете министров, который перебрал президентских полномочий премьеру, тем самым замахнувшись на конституционный строй. Третья тенденция, по заключению президента, состоит в систематическом неисполнении договоренностей и политике жульничества, предательства и интриг под лозунгами о национальном единстве.
Это правда. Пренебрежение единением «духа и буквы» лишает законотворческий процесс содержательного смысла, превращая строго регламентированные парламентские процедуры в маразматический ритуал. Т.е. безраздельно диктует большинство, и прав тот, у кого больше прав, что узнаваемо-банально. Теперешний радетель конституционного строя, сам и сотоварищи, два года своего президентства старательно воссоздавал в стране это коммунистическое дежа вю. Напоказ ругаемый сегодняшними оппозиционерами кучмизм рядом с Верховной Радой Януковича-Мороза-Мартынюка покажется невинной розовенькой сказкой.
Однако не факт, что «блаженному» снизошло прозрение. Стимулирующую роль сыграли сопутствующие обстоятельства, и перспектива импичмента только одно из них. Распущенные указом и не желающие расставаться с доходными парламентскими местами нардепы-коалиционники продуцируют собственные версии. Вожак «антикризисников» В. Киселёв, например, по-советски уличает американского дядю Сэма, к которому-де Тимошенко ездила за инструкциями, и который, не сомневается Киселёв, ох как, заинтересован в базах НАТО на украинской территории. Аргументом служит недавнее решение Конгресса США о поддержке Грузии и Украины в их евроатлантических устремлениях. Если, конечно, таковые в Украине когда-нибудь, да проявятся. Подоплёка вполне объяснимая: «антикризисники-наеды» создают контрдовод, настаивая на всенародном референдуме по возможному вступлению страны в североатлантический альянс. Точнее сказать, невступлению, поскольку заимствованная из советских передовиц риторика «зубовного скрежета» подсказывает определённый ответ.
Сигнал к новой украинской революции из Севастополя подал десантный корабль ЧФ Российской Федерации «Цезарь Куников». Выстрел из артиллерийской установки, произведенный не санкционированно, как свидетельствуют официальные флотские, в направлении населённых пунктов близ Балаклавской бухты, стал для Ющенко чем-то наподобие выстрела «Авроры». Слухи об отторжении политического острова Крым Российской Федерации выросли в реальность. В Севастополь, инспектировать готовность Украины к участию в международных учениях БЛЭКСИФОР, отбыл министр обороны А. Гриценко. В то же время внутри верхорадской коалиции обсуждалось территориальное разделение. Нарезка на федеральные округа по типу и на пользу российским, например, и эти сепаратистские ожидания не явились секретом для президентских секретариатчиков. «Мои действия продиктованы острой необходимостью уберечь державу, её суверенитет и территориальную целостность», подчеркнул в своём апрельском обращении Ющенко. Президент говорил, как скандировал и заметно было, зарождалось решение в муках. Помогало видение вражеской коалиционной цели: узурпировать власть и законсервировать правление. По ходу долгих консультаций несвятой троице Януковича-Мороза-Симоненко озвучивались предложения вернуться к изначальному количественному составу, не учитывая пополнивших коалицию «зрадников». Последовал отказ и президент констатировал: предложения снова проигнорированы. А раз так, то внеочередные выборы неминуемы. При этом заверил, что потрясений и противостояний не будет.
Тимошенко праздновала победу. Комитет национального спасения, созданный бютовцами, «Народной самообороной» экс-министра МВД Луценко, «Нашей Украиной» Кирилленко, которого делегаты-«нашеукраинцы» на партийном съезде в последний день марта избрали председателем, мог самораспускаться. Оранжевый Майдан, собравший в эти предпасхальные дни несколько десятков тысяч неравнодушных с лозунгами «Геть зРаду!» и «Так, Ющенко!» вновь ощутил полузабытое чувство гражданского достоинства. Тимошенко провозгласила, возымевший к вечеру эффект, «второй этап» «помаранчевой революции».
Утром 3-го апреля «оранжевые» и «голубые», накануне проводившие митинг на соседней европейской плащади, столкнулись на подступах к Майдану. Их разняли, и пока это был единственный случай, когда манифестантов «закоротило». Поезда и автобусы с юго-востока, не скупясь, вбрасывали по большей части маргинальных «януковичей». Наёмникам — пенсионерам, безработным шахтёрам — организаторы платили по 150 гривен (около $30) суточных, студентам посулили зачёты и экзамены. Впрочем, последних на Европейской было немного, в основном под линялыми флагами регионщиков мелькали немолодые испитые физиономии. На сцене витийствовал коммунистический вождь Симоненко — поднаторевший, однако, в политшутовстве. Достаточно процитировать. «Заокеанский сценарий, написанный на человеческой коже» — Симоненко о требованиях Тимошенко-Кирилленко распустить Раду. «Оранжевая нечисть» — кто-то из массовки, запинаясь, шпаргалил на микрофон по телесуфлёру. «Когти, намоченные ядом кураре» – это координатор верхорадского большинства Р. Богатырёва, врач по вузовскому диплому – о Тимошенко. Позже Луценко отыграл регионщикам с майданных подмостков: «пусть не цепляются своими старыми когтями за парламентские кресла».
Было бы смешно… Под стать первоапрельский юмор. Украинская газета опубликовала информацию о том, что возле Киева танковая дивизия получила боекомплект вместе с приказом выдвигаться к столице. Министр Гриценко, якобы сменивший полковничьи погоны на звёзды генерал-полковника от Ющенко, мол, заверил главкома в том-то и том-то… В ночь с понедельника на вторник состоялись экстренные заседания Верховной Рады и правительства.
Страсти нагнетались. Спикер Мороз, сидя в президиуме, поручает кабмину проверить-выяснить, какая дивизия продвигается к столице. На кабминовском заседании Гриценко опроверг шутников. По соседству с негенерал-полковником нервно ёрзал в широком кресле министр-милиционер Цушко. Новоназначенный министр-мидовец А. Яценюк недоумевал, уставившись в проект постановления: тут говорится – «по конституции», а мы что против? и так работаем по конституции. Затем, волнуясь, обратился к премьеру, предлагая «удалить из зала заседаний прессу и поговорить за закрытыми дверьми… очень серьёзно помозговать… как жить дальше». Премьер не откликнулся на суетливую просьбу послушного подчинённого, как и Цушко, в трудную годину оказавшегося не на своём месте. Невдомёк было беспокойному Яценюку, что разыгрывался кабминовский спектакль, тогда как среди посвящённых ситуация обсуждается не понарошку. «Афганский» сценарий украинской апрельской революции — это когда старший брат с севера приходит на помощь младшему по его же официальной просьбе. Нетрудно догадаться, что «Белорусский» — чтобы всех несогласных — долой, президента, в т.ч. — под замок. От введения чрезвычайного положения пришлось откреститься. Предполагая нечто подобное, секретариат президента заблаговременно разослал упреждающие депеши областным милицейским начальникам, переключив тех на ручное управление. Перед этим особо важные объекты взяты под усиленную охрану. ПОРА запустила пробный шар, известив общественность, что собирается блокировать правительственные, административные здания, так же как два года назад. Цушко сейчас же отреагировал — не позволим! Ладно, успокоила ПОРА, поставим палатки возле президентского секретариата. Во всём этом было что-то узнаваемое. Как будто крутили кино наоборот. Вице-премьер Азаров сильно напомнил Янаева, только что главного украинского финансиста не одолевает трясучка. Среди коалиционных министров Януковича немало комсоргов, состарившихся, ан, не расставшихся с халявными комсомолистскими повадками. Всё равно, если бы ГКЧП и президент повторяли пройденное. Слова-ярлыки «путч», «партия войны» лепятся оппозиционерам, хотя больше подходят самим авторам. Такая это фарисейская метода.
Национально-сознательные поправляют: Украина — совсем другая страна, никаких имперских параллелей. Всё-таки, аналогии имеются. Коалиционщики, наряду с парламентскими выборами, требуют проводить досрочные президентские, вдобавок ещё референдум о членстве страны в НАТО. И тут же, ночным, с понедельника на вторник, постановлением, запрещают кабмину финансировать выборы. Ночная Рада распускает Центроизбирком Давыдовича и, отменив решение двухлетней давности, восстанавливает в правах Центроизбирком Кивалова. Позабыв, что этим неконституционным актом перечёркивает собственные выборы в марте прошлого года.
Следующего дня Янукович с трибуны Рады посылает «меседжи»-заклинания президенту, в ультимативной форме требуя изъять указ. Иначе… будет страшное… — со значением не договаривает премьер. Снова долго, почти 4 часа, говорят в секретариате у Ющенко, и опять безрезультатно для Януковича. Пока беседуют, общественность теряется в догадках, разговоры и перипетии держатся в негласной тайне.
Постановление относительно запрета финансирования выборов, назначенных на 27-е мая, Ющенко отменил, также поступил с постановлением, реанимирующем Центроизбирком Кивалова. Тимошенко повелела разобрать майданную сцену. Больше никаких митингов и противостояний, пообещала она президенту. До 4-го апреля, когда понадобится собрать Майдан на поддержку Конституционного суда. Чего ради, чуть дальше… Луценко отменяет весенний поход на Киев, ибо первоначальные цели достигнуты. Делают они это с видимым облегчением, т.к. во многом разуверившиеся «оранжевые люди» нынче неохотно заполняют Майдан. В Мариинском парке вытаптывают газоны прибывающие манифестанты Януковича, их уже тысячи две и они устанавливают здесь палаточный городок — с кухней и церковью. Майдан занимают одетые в красное странные разношерстные приезжие с надписями «СССР», серпом и молотом на красных повязках «а-ля хунвэйбин» на крепких лбах. На соседней «Тянь-ань-Мэнь» Симоненко срывается на крик, ратуя за отмену «института президенства», продолжая дразнить неуступчивого Ющенко. Красному вождю мнится победа на будущих выборах. Тимошенко и Кирилленко разворачивают предвыборные штабы в регионах. Но даже навскидку понятно, что майский успех будет зависеть от масс-медийного воздействия на избирателей, умеющих анализировать и принимать решения. Однако, похоже, «помаранчевые» лидеры продолжают эксплуатировать майданное вольнолюбие. Это как в притче. По третьему заходу даже громким крикам «волки, волки» могут не поверить. Намечается противостояние сторон, каких-либо идей или программ на предвыборных горизонтах, увы, по-прежнему не просматривается.
Ющенко уверен, что его секретариатчики полностью контролируют внутренние войска, политохранное ведомство предупреждает об ответственности за нефинансирование будущих выборов. Вокруг этого новый сыр-бор. Отвергнутый коалицией Центроизбирком Давыдовича неожиданно подтвердил готовность к выборам. Коалиционщики Януковича не подчинились президентскому указу и спешно продолжают штамповать законопроекты. По крайности, ещё пять дней, за которые, постановила Рада, Конституционный суд(КС), обязан вынести вердикт на представление коалиционного большинства о конституционности президентского указа. Тут-то и пригодится майданный митинг. В конце страстной недели. И наступит пасхальная. КС, правда, может признать судьбоносный указ не конституционным. Во что оппозиции не верится.
Потом последуют игрища. Регионщики потратятся на выборы без выбора, пытаясь подтасовать результаты. Скорее всего, теневые мухлёвки заново сработают. Ющенко, задавшись упрочнить пошатнувшийся имидж, заново изобразит благопристойный европейский вид. Оппозиция проиграет, обидно не осознавая нелепости собственных попыток, предпринятых на площадках советской системы, не демонтированной поныне. Майданные мостки разбираются быстрее.

ПОСТСКРИПТУМ К ВОПРОСУ
Нардепы оппозиционных фракций «Нашей Украины» и БЮТ, поддавшиеся на манок «антикризисной» коалиции, упорно не замечали отчаянных заявлений Ю. Тимошенко «применить к предателям закон об императивном мандате», налагающем формальный запрет на перетекания депутатских голосов из фракции во фракцию. В конце концов, лишат депутатства, только если изгнанник подаёт заявление о досрочном сложении депутатских полномочий. Прецеденты отсутствуют. Нравственный порог не является препятствием для нардепов, когда на кону предложение $2.5—5.7 млн. По таким тарифам, утверждают лидеры оранжевой оппозиции, регионщики Януковича оплачивают перетекание 1 депутата в их небедную коалицию. Ничего нового, предательство стимулируется кнутом и пряником. Запугивания и шантаж депутатов, имеющих частный бизнес, оказываются не менее эффективными. Власть, например, может нагрянуть с различными проверками, что в неправовом государстве пострашнее «императивного мандата». В минувшем году бютовцы Тимошенко расстались сразу с несколькими депутатами. Утечка «голосов» за прошедшие годы сделалась доходным бизнесом украинских парламентариев. Другим важным фактором, свидетельствующем о беспредельном понижении порога депутатской нравственности, является отсутствие каких-либо убеждений продающегося члена политической фракции. Когда предавать нечего.


Виктор БОРОВИКОВ