РАНЬШЕ Я БЫЛ ВОРОМ И УБИЙЦЕЙ, А ТЕПЕРЬ Я — ЗА ЛЮДЕЙ!

РАНЬШЕ Я БЫЛ ВОРОМ И УБИЙЦЕЙ, А ТЕПЕРЬ Я — ЗА ЛЮДЕЙ!

Дмитрий КАРАСЕВ

Именно так согласно заверениям федеральных чиновников выглядит современный российский капитализм. Как сообщил Герман Греф на заседании правительства, если в 2003 (а не в каком-то 1913) году ВВП на душу населения в РФ составлял жалкие 3 тыс.долларов, то в 2006 году уже целых 7 тыс.долл. По информации Минэкономразвития, только за январь-февраль сего года ВВП вырос на 8,4%, а промышленное производство на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На этом основании сделан вывод, что Россия полностью преодолела экономический спад 1990-х. «Причем по структуре это уже качественно иной ВВП, созданный в рыночной экономике, а значит отвечающий интересам людей» (такие умозаключения весьма напоминают СССР 30-летней давности, где тоже все было во имя и во благо человека (и мы даже знали этого «человека»).
Также себе в заслугу глава Минэкономразвития поставил снижение инфляции, которая упала с 12% до 9% в прошлом году, и есть все предпосылки для достижения планового ориентира — 8% в 2007 году.
Нравится? Это только присказка, сказочка будет впереди! По заверениям нового «кремлевского мечтателя», «наши доходы ежегодно увеличивались на 10—11%, а реальная заработная плата росла еще быстрее — на 11—15%», включая соответственно 12,7% и 17,5% в январе-феврале 2007 г. Впрочем, судя по местоимению, чиновник считал деньги явно не в народных карманах. Что же касается зарплаты, опережающей доходы, то эта фраза вызывает, мягко говоря, недоумение, и наверное, тоже относится скорее к чиновникам чем к работному люду…
Но вернемся к нашим баранам… По сведениям государевых экономистов, экономическое оживление сопровождалось инвестиционным бумом, выразившимся в ускоренном развитии финансового рынка и банковского сектора. Рост инвестиций за два месяца этого года составил 21,2%, из которых 19,8% пришлось на государственные инвестиции, что частный сектор не красит. С другой стороны, хотя в строительстве прирост достиг рекордных 25,4%, импорт оставил экспорт далеко позади (33,1% против 0,3%), что объясняется бумом потребления вообще и потребительского кредитования в частности. Вместе с тем, чиновник отметил такую настораживающую тенденцию как отставание роста производительности труда от доходов населения. Это вероятно объясняется тем, что бизнес или (что вернее) государство щедро перераспределяет незаработанные конъюнктурные доходы либо предприятия (что весьма маловероятно) повышают своим работникам зарплаты просто «за красивые глаза».
Опираясь на столь обнадеживающие результаты, на ближайшие три года Г.Греф поставил перед правительством две основных задачи — развитие и диверсификацию («Я бы даже сказал, развитие через диверсификацию»). Чиновники полагают, что 2008—2010 гг. станут переломными для национальной экономики — ведь от сырьевого сектора прежних темпов роста уже ожидать нельзя. Ожидается, что в результате титанических усилий Гераклов от МЭРТ будет реанимирован полумертвый российский автопром, начнут успешно развиваться высокие технологии, будут созданы «производственные кластеры» (такое новомодное слово, наверное, чтобы никто не догадался), завершится пенсионная реформа (вымиранием пенсионеров…), страна в экстазе присоединится к ВТО и (это еще не все, держитесь за стулья!) станет полноправным конкурентом развитых стран! Все это, конечно не «программа 500 дней», но тоже не по-детски круто!
Премьер всецело поддержал дерзкие задумки своего министра, а по вычурности формулировок даже оставил его позади. Как по-восточному витиевато выразился «умудренный мудростью мудрых» Михаил ибн-Фрадков, «Сейчас страна присаживается на оздоравливающую диету (что вполне логично после долгого сидения на «нефтяной игле»!), ограничивая себя в расходах и создавая ненефтяной бюджет… Эта диета должна привести к тому, чтобы не нарушить обменные процессы в организме, чтобы не пострадали отдельные функции и органы».
Напоследок премьер-министр, имея в виду пресловутую диверсификацию, призвал МЭРТ «найти скрытые ресурсы и настроить на это всю экономику». В частности, «начать самую сложную (!) работу по практической реализации задач развития, модернизации отечественной промышленности, внедрения науки и высоких технологий в экономике». Если до этого параграфа в успех усилий российских бюрократов верилось с трудом, то озвученное ими намерение перейти от сложной к «самой сложной работе» все меняет. Очень даже может быть, что удивление от перехода такой (извините за тавтологию) сложной и противоречивой экономики как наша полностью на мифические «скрытые ресурсы» вгонит промышленно развитые страны в ступор и придаст ей поистине необоримое конкурентное преимущество.
Кстати, об упоминавшихся М.Фрадковым «органах» — в это же самое время главу Минздравсоцразвития очередной раз распинали за провал программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) льготников. Поскольку на ДЛО практически ежемесячно приходится выделять новые незапланированные бюджетом суммы, министр признался, что, сколько денег реально потребуется на эту программу, ему удалось узнать лишь опытным путем. Впопыхах депутаты потребовали от М.Зурабова выполнить обещание, что в случае провала ДЛО тот уволится, а самые «горячие головы» советовали главе Минздравсоцразвития как честному офицеру застрелиться. Одно из самых страшных предложений даже имело в виду разделение проштрафившегося ведомства на два министерства — здравоохранения и социального развития и труда. Но поскольку министр известный хозяин своего слова и честь давно никому не отдает, народные избранники поостыли и дали ему несколько недель сроку на исправление. Что будет потом, ведомо одному богу, президенту и главе совета министров…
Оно и понятно, имея в виду презрение россиян к политике вообще и к политикам (и политиканам) в частности. Так, по данным недавнего опроса ВЦИОМ, 54% наших соотечественников безразличны к политике, что на 6% выше прошлогоднего показателя. 29% респондентов считают, что не имеют возможности на неё влиять, 27% уверены, что политикой должны заниматься профессионалы, у 20% и 18% соответственно нет интереса и времени, а 10% доверяют решение всех вопросов батюшке-президенту. В тоже время 28% опрошенных склонны доверять в политических вопросах своим близким, 27% — президенту (рост 6%), друзьям и коллегам — 17%, известным политикам 13% и лишь 7% — журналистам. Тогда как каждый четвертый считает значимой лишь собственную точку зрения. Жить стало лучше — жить стало веселей?
Напоследок хотелось бы воспеть блага массовой (поп) культуры. Ведь это только 150 лет назад 2 генерала из памфлета Салтыкова-Щедрина развлекались на необитаемом острове чтением про то «как ели в Туле, ели в Самаре». Теперь, с позволения сказать, «меню» российских СМИ стало не в пример богаче. Благодаря светским хроникам и папарацци большинство народонаселения всегда имеет сладостную возможность, захлебываясь слюнями и соплями подробнейшим образом прочесть и увидеть, как «едят», «живут» и «отжигают» их более удачливые соплеменники из «высшего общества». Это является одним из важнейших завоеваний российской демократии, поскольку советская власть в данном основополагающем гуманитарном праве народу отказывала. Если честно, можно по-разному относиться к спорам о том, насколько здоров онанизм в разных его проявлениях или поставленному на промышленный поток освещению т.н. «светской жизни». Тем не менее, смотреть на жизнь и жить, как говорят в Одессе, это «две большие разницы». А между любознательностью и праздным любопытством весьма тонкая грань…
«Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел что они лжецы…» (Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис).


Дмитрий КАРАСЕВ