ЧТО УГРОЖАЕТ ЗАПАДУ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТЕРРОРИЗМ?

ЧТО УГРОЖАЕТ ЗАПАДУ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТЕРРОРИЗМ?

Анатоль ЛИВЕН, старший эксперт вашингтонского «Фонда Карнеги за мир во всем мире»

Любая политическая, социальная и экономическая система, созданная на протяжении истории, рано или поздно сталкивалась с вызовом, дать ответ на который она не могла по самой своей природе. На звание самой удачной системы правления могла бы претендовать конфуцианская система Китайской империи, существовавшая более 2000 лет. Однако в силу того, что она была основана на ценностях стабильности и преемственности, а не динамизма и изобретательности, в конечном счете, она не выдержала схватки с имперским капитализмом Запада.
В обозримом будущем экзистенциальным вызовом рыночной экономике и западной модели демократии, с которой она тесно связана, будет глобальное потепление. Опасными могут оказаться и другие угрозы, как, например, терроризм, но ни одна другая угроза или совокупность угроз не в состоянии уничтожить саму нашу систему. Как верно отмечается в выводах комиссии британского правительства под руководством сэра Николаса Стерна, изменение климата — это «самая крупномасштабная неудача рынка в истории».
Вопрос, который стоит перед нами теперь, касается того, смогут ли глобальный капитализм и западная демократия следовать рекомендациям Стерна и внести ограниченные экономические коррективы для того, чтобы не позволить глобальному потеплению изменить наш мир до неузнаваемости — или же наша система настолько зависима от неограниченного потребления, что по своей природе неспособна требовать даже небольших жертв от своих элит и населения.
Если последнее окажется правдой, и мир пострадает от радикально разрушительного изменения климата, то мы должны признать, что будущие поколения отринут все, за что теперь борется Запад. Будет признана несостоятельность демократической капиталистической системы как модели для человечества и защитницы базовых интересов человека.
Даже относительно консервативные прогнозы, содержащиеся в докладе Стерна, в котором отмечается, что снижение глобального ВВП составит к концу этого столетия 20 процентов, означают кризис масштаба Великой депрессии 1930-х. А, как нам известно, последствия этой депрессии затронули не только экономику. Демократия рухнула во многих странах Европы, а также в Латинской Америке и Японии, и на смену ей пришли авторитарные режимы.
Однако, как ясно отмечается в докладе, если по вопросу парниковых газов мы продолжим «вести себя по-старому», то нам не придется ждать до конца столетия, чтобы увидеть разрушительные последствия. Гораздо раньше наводнения засухи и голод уничтожат самые бедные государства — что в последние десятилетия происходит в Сомали.
Если умеренные оценки доклада Стерна верны, то уже в 2050 г. последствия изменения климата могут уничтожить такие государства, как Пакистан и Бангладеш. А если рухнут эти государства, то смогут ли обособиться Индия и другие страны?
Тогда незначительной покажется не только сегодняшняя одержимость угрозой терроризма, но и все усилия западного мира и частных лиц наподобие Джорджа Сороса и его института «Открытое общество» по демократизации. Разумеется, равно как и все предпринимаемые сегодня усилия по снижению бедности и улучшению здравоохранения.
И таковы вероятные последствия изменения климата лишь в среднесрочном плане. Далее, по прогнозам авторов доклада, если мы будем жить по-старому, то повышение средней глобальной температуры может составить 5 градусов по Цельсию. Судя по тому, что нам известно из истории мирового климата, это почти наверняка приведет в таянию полярных ледяных шапок и повышению уровня моря примерно на 25 метров.
Как подчеркивает Ал Гор в фильме «Неудобная правда» (An Inconvenient Truth), это приведет к затоплению многих крупных городов. Миграции населения, которые последуют за этим, могут принять такой масштаб, что современной цивилизации настанет конец.
Если это произойдет, то что наши потомки будут делать с политической и информационной культурой, уделяющей этой опасности так мало внимания по сравнению со спортом, товарами потребления, досугом и угрозой терроризма, которая на фоне этого кажется ничтожной? Запомнимся ли мы им как великие образцы прогресса человечества и свободы? Скорее, они плюнут на наши могилы.
Рыночная демократия Запада и, в особенности, ее американская разновидность основана на убеждении в том, что наша система представляет собой вечную ценность для человечества: «Новый порядок на века», как начертано на Большой печати США. Она не должна служить краткосрочным и эгоистическим интересам нынешнего населения западных стран. Но если это так, то наша система станет достоянием истории еще быстрее, чем конфуцианский Китай — и по праву.

America-russia.net


Анатоль ЛИВЕН, старший эксперт вашингтонского «Фонда Карнеги за мир во всем мире»