ОТСТУПНИК ПОЛУЧИЛ СВОЕ

ОТСТУПНИК ПОЛУЧИЛ СВОЕ

Антон КОСТЫЛЕВ, Gazeta.ru

В Лос-Анджелесе прошла церемония вручения премии «Оскар»: героями стали Мартин Скорсезе и мать-природа.

«Забавней смотреть в окошко стиральной машины, как полощется белье» — таков общий тон комментариев американских обозревателей к прошедшей 79-й церемонии вручения премии «Оскар». Шоу-бизнес продолжает пожинать плоды скандала со стриптизом Джанет Джексон и хамских выходок Майкла Мура — осторожность, запугивание участников и ведущих, задержка эфира. На этом фоне купирование маленькой речи Петра Мамонова в телетрансляции нашего «Золотого орла» выглядит вполне безвредно — во всяком случае, эта речь была произнесена.
Общую благостность происходящего должна была оживлять ведущая Эллен Дедженерс —хозяйка крайне популярного шоу, стэнд-ап-комик и открытая лесбиянка.
Ее трехлетней роман с актрисой Энн Хетч, а также крайне громкое расставание двух блондинок наделали в свое время много шуму. Хетч сейчас разводится с мужем, Дедженерс ведет «Оскар» — жизнь продолжается и в смысле того, что Эллен стала первым представителем секс-меньшинств, раздававшим знаменитые статуэтки. Ну, во всяком случае, открытым.
Эллен Дедженерс была очаровательна, уместна и скучна — или лучше сказать уместно-скучна? Подсунула сценарий Мартину Скорсезе, попросила Спилберга сфотографировать ее на память с Клинтом Иствудом, пылесосила пол в зале, выбегала с детским кенгурятником, демонстрируя, как удобно засунуть туда «Оскар», чтобы руки были свободны для рукопожатий и тарелок праздничного фуршета. Появление звезд так же прошло скромно — никакого платья в виде лебедя и прочих конфузов. В этой ситуации самым живописным была могучая лысина побрившегося наголо Джека Николсона и неудачное явление в виде брюнетки Камерон Диас. В смысле сценографии, правда, прошедшая церемония была вполне живописной, приближаясь уже к бродвейском шоу.
И то сказать — не догнали, так хоть согрелись…
Начиная с фигуры ведущего нынешняя церемония стала политическим триумфом либералов в предвыборной Америке — весь вечер с экранов не пропадал Ал Гор, принявший участие в создании документального фильма «Неприятная правда» про глобальное потепление. Гор шутил, намекал на намерение выдвинуться на пост президента, обещал бороться за правое дело, и не зря — «Правда» получила свою статуэтку как лучший документальный фильм. В рамках экологической моды победил и мультфильм «Делай ноги» — спаси дерево, убей бобра капиталистической алчности, все такое.
Это неожиданностью не стало. Зато вручение приза за лучшую ленту на неанглийском языке озадачило — начало вечера прошло под знаком «Лабиринта фавна», получившего несколько второстепенных призов.
Выходившие на сцену победители чуть не со слезами благодарили режиссера Гильермо дель Торо — тучного, бородатого, неулыбчивого и какого-то непонятным образом действительно очень трогательного.
Награда, однако, ушла немецкой ленте «Жизнь других» про агента Штази, попавшего под обаяние диссидентов.
Крайне украсил вечер эпизод «Лучшая актриса второго плана». Во-первых, все номинантки — Кейт Бланшетт из «Заметок о скандале», Адриана Барраза и Ринко Кикучи из «Вавилона», чудесная девочка Эбигайл Бреслин из «Маленькой мисс Счастье» и Дженнифер Хадсон из «Девушек мечты» — заслуживали приза. Во-вторых, появление победившей Хадсон на сцене оказалось феерическим: пышная негритянка из American Idol (аналог «Фабрики звезд») поблагодарила свою бабушку и Господа так экспрессивно, что прочие победители после нее выглядели какими-то полузадушенными.
Что, разумеется, не касается Хелен Миррен. Все-таки она получила награду как лучшая актриса первого плана за роль британской правительницы в ленте Фрирза «Королева» — крайне достойной картине о смерти Леди Ди, власти, достоинстве и прочих занимательных вещах.
Не благодарить же ей бабушку — конечно, она поблагодарила королеву Елизавету.
Приз за лучшую мужскую роль также не вызвал вопросов — Форест Уитакер, сыгравший диктатора Уганды Или Амина. Единственное, что вызывает сожаление, так это что Питер О`Тулл, сыгравший в ленте «Венера» и имеющий уже восемь номинаций, опять остался без актерской награды. Впрочем, у него есть приз за заслуги.
И, наконец, — па-ба-ба-баам! — под стоячие овации зала Мартин Скорсезе, семикратный номинант, наконец получил своего первого в жизни «Оскара» как лучший режиссер за «Отступников». А затем его продюсер получил свою статуэтку, и «Отступники» стали лучшим фильмом.
Сюрприз этот был почти ожидаемым, хотя в этом году многие ставили на «Вавилон» — кино актуальное, и мексиканцев надо подбодрить после начала масштабной травли иммигрантов. Но то ли агрессивное честолюбие подвело режиссера Иньярриту, то ли накал возмущения игнорированием Скорсезе достиг опасного градуса и академиков загрызла совесть, но вышло как вышло. Ошеломленный режиссер произнес темпераментную речь, вспотевший продюсер утер пот, и все закончилось
Кстати, представляли Скорсезе Джорд Лукас, Стивен Спилберг и Френсис Форд Коппола. Лукас застенчиво сказал: «А у меня нет «Оскара», и вообще, лучше его вручать, чем получать». «Это не так!» — хором сказали двое остальных.
Наверное, стоит с ними согласиться. Хотя награда за самый компромиссный фильм создателя «Злых улиц», «Таксиста», «Славных парней» — это такой внятный урок Голливуду: играй по правилам, и все будет хорошо. Окруженные стеной молчания и не получившие ни единого приза «Апокалипсис» и «Борат» — дополнительное тому подтверждение.


Антон КОСТЫЛЕВ, Gazeta.ru