ЛОНДОН — САМЫЙ БОГАТЫЙ ГОРОД ЕВРОПЫ

ЛОНДОН — САМЫЙ БОГАТЫЙ ГОРОД ЕВРОПЫ

Столица Великобритании стала лидером региона по объемам валового регионального продукта. Объем ВРП на душу населения — это показатель совокупной экономической деятельности в регионе, разделенный на общее количество населения. Показатель может использоваться для сравнения уровней экономического развития регионов. Но, в конечном счете, он не отражает конкретные доходы частных домашних хозяйств. Так что жители Румынии, в принципе, не обязательно беднее бельгийцев.
Например, показатель Лондона, занявшего первое место в списке Eurostat, по мнению аналитиков, не может считаться объективным показателем уровня благосостояния населения, так как жители пригородов, которые работают в столице Великобритании, участвуют в создании валового регионального продукта, но их статистика не учитывает. Такая же ситуация складывается в Москве, где работает значительная часть населения Подмосковья.
Крошечное герцогство Люксембург, с соответственно небольшим населением, но при этом переполненное банковскими и финансовыми структурами, заняло второе место в рейтинге Eurostat с показателем 251% от среднего показателя ВРП на одного жителя ЕС.
За Люксембургом вплотную следует Брюссель, занявший третье место с показателем в 248% от среднего ВРП, несмотря на высокую безработицу — приблизительно в 20%.
Гамбург, Вена и Париж с окрестностями занимают соответственно четвертое, пятое и шестое место в списке Еurostat. Но из-за включения в расчет финансовых показателей пригородных территорий уровень валового регионального продукта в этих городах может быть оценен слишком высоко и недооценен в соседних областях, делают вывод специалисты европейского статистического ведомства.
В 46 регионах из 268 «территориальных единиц» Eurostat зафиксировал объем ВРП, превышающий средний уровень на 125%. Таких регионов по восемь в Британии и Германии, семь — в Италии, пять — в Нидерландах, четыре — в Австрии, три — в Бельгии и Испании, два — в Финляндии. По одному такому региону в Греции, Ирландии, Франции, Словакии, Швеции.
Самые низкие показатели по Европе (ВРП ниже 75% от среднего уровня) зафиксированы в Польше и новых членах ЕС — Болгарии и Румынии. В этих странах находятся 15 самых депрессивных регионов Европы, из них три — болгарские провинции с показателем в 26%, которые лишь на 2% опережают самый слабый в экономическом отношении регион Европы — северо-восточную Румынию.
Среди 70 регионов, в которых ВРП ниже 75%-го уровня от среднего, 15 находятся в Польше, по 8 — в Греции и Румынии, 7 — в Чешской Республике, по 6 — в Болгарии и Венгрии, по 4 — во Франции, Италии и Португалии, 3 — в Словакии, по одному — в Испании, Эстонии, Латвии, Литве и на Мальте.
По данным Eurostat, в 25 странах Евросоюза (без учета присоединившихся в этом году Болгарии и Румынии) за чертой бедности оказались 16% европейцев — это около 73 млн. человек. При этом пенсионеры ЕС оказались самой благополучной группой в европейском социуме. С учетом низкой рождаемости через 20 лет в Европе будет недостаточно трудоспособных людей, чтобы обеспечить безбедную старость пенсионерам.
За европейскую черту бедности попадают жители с доходом менее 60% от средней зарплаты в каждой из стран Евросоюза. При этом средняя зарплата в странах ЕС колеблется от 130 евро в Литве до 1530 евро в Люксембурге. В документе отмечается, что в 2004 году (Еврокомиссия в этом исследовании использовала данные за 2004 год) 8% всего работающего населения перешагнули эту черту, из них 19% детей до 17 лет, 17% трудоспособных женщин и 15% мужчин. Худшая ситуация оказалась в Латвии и Польше, где за чертой бедности проживает пятая часть населения. В Испании, Греции и Португалии этот показатель оказался на уровне 20%. Швеция оказалась самой благополучной страной —(9%).
Динамика уровня занятости в ЕС среди активного населения также настораживает Еврокомиссию. По данным Eurostat, в 2006 году средний уровень безработицы среди молодых людей от 15 до 24 лет достиг 18,5%.
Статистика свидетельствует, что сейчас в Европе пенсионерам живется даже лучше, чем трудоспособным гражданам. В 25 странах ЕС средний доход пенсионера старше 65 лет составляет 85% среднего дохода населения моложе 64 лет. При этом сегодня около 50% трудовых рынков в Швеции, Дании, Великобритании, Финляндии, Ирландии, Португалии и на Кипре занимают люди пенсионного возраста. Эксперты доклада отмечают, что через несколько лет пенсионеры займут более половины рынка труда ЕС. «До настоящего момента система пенсионного обеспечения оказалась эффективной и практически искоренила бедность среди пожилого населения», — пишут авторы доклада. Однако бремя содержания пенсионеров лежит на трудоспособной молодежи.
Доля престарелого населения в Европе с каждым годом увеличивается. По данным Eurostat, если в 2005 году 75 млн. европейцев (17%) были старше 65 лет, то к 2050 году число пенсионеров вырастет до 135 млн. (30%). В условиях низкого прироста населения возникнет недостаток, что заметно ухудшит жизнь пожилого населения. «Если сейчас основная проблема для Европы — безработица среди молодежи, то постепенно она перерастет в проблему нехватки рабочих рук. В странах ЕС ситуация особенно драматизируется в период между 2020 и 2040 годами, когда пожилых станет слишком много, а число молодых людей в репродуктивном возрасте пропорционально слишком мало», — комментирует ситуацию эксперт Центра исследований европейской политики в Брюсселе Юрай Дракслер. Единственный выход для стареющей Европы — приток иммигрантов. По официальной статистике, до 80% демографического прироста в ЕС было достигнуто за счет приезжих.
Привлечь миллионы приезжих рабочих для Евросоюза несложно. Именно в этих целях ЕС в сентябре этого года представит директиву по «голубой карте» — аналогу американской «зеленой карты», расширяющей права трудовых мигрантов в Евросоюзе. Однако наплыв иммигрантов из стран Африки, Азии и Восточной Европы чреват не менее серьезными социальными последствиями — размытием культурной и национальной идентичности европейцев, расовыми проблемами. По официальной статистике, ежегодно Европу пополняют 500 тыс. нелегалов. «Иммигранты первой волны, как правило, испытывают благодарность к принимающей их стороне. Однако их дети могут создавать проблемы, чувствуя себя вторым сортом. Зачастую приезжие и вовсе стараются жить кланами и не ассимилируются с местным населением. Кланы потом разрастаются в целые районы. Это также серьезная проблема для Европы», — резюмировал заместитель гендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин.

По материалам RBC Daily, vz.ru