ГОЛОСОМ СЕРДЦА

ГОЛОСОМ  СЕРДЦА

К 100-летию со дня рождения оперной певицы Риты Млодек

Рита (Ревекка) Вениаминовна Млодек (1906-1969) не могла жить без пения. Сколько помнила себя — всегда с песней. В детстве баюкала игрушки, тихонько «мурлыкала», сидя за книгой или вышиванием, напевала за любой домашней работой, выводила рулады на свежем воздухе, оказавшись на просторном лугу или на лесной поляне. Вскоре ее голосом стали заслушиваться родные и друзья. Девочку не приходилось просить петь на семейных торжествах. Наперебой приглашали на праздники соседи. Ее голос — лирико-драматическое сопрано — очаровывал слушателей…
Витебск всегда славился насыщенной музыкальной жизнью. Еще в начале ХХ века в городе был создан музыкально-драматический кружок, который еженедельно организовывал для горожан концерты любителей и профессионалов. На концертах звучала музыка Вольфганга Моцарта, Людвига Бетховена, Михаила Глинки, Петра Чайковского. В городе гастролировали Леонид Собинов и другие тогдашние знаменитости и кумиры публики. Не случайно именно в Витебске в 1918 году открылась первая в Советской России народная консерватория, реорганизованная через несколько лет (1922) в музыкальный техникум.
Юная Рита старалась не пропускать концерты известных певцов и музыкантов, жила и дышала музыкой. И, естественно, дорога привела ее в музыкальный техникум, который окончила в 1928 году, проявив себя за годы учебы одаренной исполнительницей как в оперных постановках, так и в концертных номерах.
Стремление к овладению секретами исполнительского искусства привело ее в Белорусскую студию оперы и балета, в которой одновременно занималась с такими будущими мастерами белорусской оперной сцены, как Лариса Александровская, Исидор Болотин, Михаил Денисов и др. После учебы в студии последовало совершенствование и оттачивание певческого мастерства в Москве у профессора М.Владимировой.
Начиная с 1933 года, со дня открытия Белорусского государственного театра оперы и балета, по 1959 год, Рита Млодек — одна из его ведущих артисток. Служение этому театру певица отдала лучшие годы жизни, внеся значительный вклад в его становление, успешное развитие, в формирование его дружного коллектива, которому под силу оказались сложнейшие художественные решения, в выработку профессиональных творческих традиций. Своим незаурядным искусством она обогащала культурную жизнь Беларуси.
Рите Млодек посчастливилось выбраться из пылающего Минска. В 1941-1942 годах она выступала в театрах Перми и Свердловска. Выезжала в составе фронтовых бригад к зашитникам Родины, вдохновляя их своим искусством на подвиги.
Рита Млодек была одарена от природы уникальным по диапозону чарующим голосом, богатым разнообразием тембров. Ее пение не оставляло людей равнодушными, волновало человеческие сердца. К тому же певица привлекала артистическим обаянием, умением искренне и тепло передавать человеческие чувства, раскрывать внутреннюю динамику создаваемого образа, выявляя его душевную и нравственнную содержательность, психологически обосновывая поступки и действия своих героинь, находя для них оригинальное сценическое воплощение, что содействовало отражению жизненной правдивости событий, происходивших на театральных подмостках.
Знаменательна и весома лепта артистки, внесенная в развитие белорусского оперного искусства. Композиторы видели в ней певицу тонкого постижения музыки и прекрасную исполнительницу оперных ролей, от которой во многом зависел успех у слушателей, созданных ими музыкальных произведений.
Рита Млодек оправдывала возлагаемые на нее надежды. Слушатели по достоинству оценили ее выразительные образы Марии в опере «Михась Подгорный» Евгения Тикоцкого и Надейки в опере Алексея Туренкова «Цветок счастья». Впечатляюще была исполнена ею партия Астаховой в опере «Надежда Дурова» композитора Анатолия Богатырева. Певчее мастерство актрисы содействовало утверждению самобытного белорусского направления в оперном искусстве, помогало белорусскому театру занять место одного из ведущих оперных центров страны.
В 1940 году на Декаде белорусского искусства в Москве Млодек участвовала в трех белорусских операх («Михась Подгорный», «В пущах Полесья» и «Цветок счастья»). Столичные зрители отметили высокую сценическую культуру белорусских артистов, исполнявших свои партии с эмоциональным воодушевлением, в котором сочетались мягкость, плавность и страстная взволнованность.
Рита Млодек запомнилась любителям оперного искусства воодушевленным и нежным лиризмом исполненных партий Оксаны, Марии и Анастасии в операх Петра Чайковского «Черевички», «Мазепа» и «Чародейка», Тамары в опере Антона Рубенштейна «Демон», Маши — в «Дубровском» Эдуарда Направника, Натальи — в «Тихом Доне» Ивана Дзержинского, Маргариты — в «Фаусте» Шарля Гуно, Микаелы — в «Кармен» Жоржа Бизе, Чио-Чио-сан — в одноименной опере Джакомо Пуччини, Маженки — в «Проданной невесте» Бедржиха Сметаны. Ее голос звучал искренне, светло и открыто.
Наивысшим же достижением Риты Млодек в классическом репертуаре признаны образы Татьяны и Лизы из опер Петра Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», а также образ Ярославны из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина.
Систематически Рита Млодек выступала и как камерная певица, в том числе и с прославленным Государственным ансамблем народных инструментов Республики Беларусь под руководством Иосифа Жиновича. Она проявляла себя чутким и вдумчивым интерпретатором романсов белорусских композиторов и белорусских народных песен.
В 1940 году Рите Млодек было присвоено звание народной артистки Беларуси. Ее имя рядом с именами таких ее прославленных коллег по сцене, как Лариса Александровская, Исидор Болотин, Тамара Нижникова, Нинель Ткаченко и другими, было широко известно за пределами Беларуси.
Ныне приходится сожалеть, что многое из созданого певицей, кануло в Лету по той причине, что в Беларуси только после войны появились магнитофоны, а до этого все выступления на радио шли в живую. Уцелели только случайные довоенные записи, предназначенные к определенным знаменательным датам или для демонстрации в столице успехов белорусского искусства, сделанные приезжавшими в республику с этой целью москвичами.
Поэтические героини одной из ярких представительниц белорусской вокальной школы вошли в историю музыкально-сценического искусства, остались образцом тонкого проникновения в образ и убедительной трактовки композиторского замысла. К сожалению, представители новых поколений, в том числе певцы и музыканты, мало знают о талантливой певице, оставшейся в сердцах и памяти тех, кого волновало и радовало ее искусство.


Тимофей ЛИОКУМОВИЧ