ТРАДИЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

ТРАДИЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

К 11-му Вашингтонскому Цветаевскому костру
Краткий репортаж Остапа Кошкина

Как всегда, Цветаевский костёр в пригороде Вашингтона организовал и провёл «Вашингтонский литературно-музыкальный музей русской поэзии» (www.museum.zislin.com). По тарусско-российской традиции костёр происходил в первое воскресение октября, т.е. 1 октября 2006 г., незадолго до очередного 114-го Дня Рождения Марины Цветаевой (причём в Тарусе это было уже в 21 раз).
Всё началось, как и раньше, со звучания колокольчика (правда, он был на этот раз такого размера, что его звук напоминал колокольный звон, который так любила Цветаева). И сразу же пошла песня Юлия Зыслина (в его же исполнении) на стихи Марины Цветаевой.
Красною кистью
Рябина зажглась,
Падали листья,
Я родилась…
Разговор о распространении Цветаевских костров по миру, по многим городам и странам — это также непременный атрибут начала Цветаевских костров в Большом Вашингтоне.
А дальше программа обновилась за счёт участия профессионалов. Вот это как раз было здесь впервые.
Сначала актриса театра и кино Марианна Сафонова (Санкт-Петербург) вдохновенно прочла стихи Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Николая Гумилёва, Сергея Есенина.
Затем зазвучали под гитару русские романсы, что составило основную тему 11-го Цветаевского костра, так как в семье Цветаевых любили петь русские романсы и песни. Мать семейства Мария Александровна Мейн-Цветаева, блестящая пианистка, прекрасно играла на гитаре. К гитаре тяготели и сёстры Марина и Анастасия Цветаевы:
Та ж молодость, и те же дыры,
И те же ночи у костра…
Моя божественная лира
С твоей гитарою – сестра…
(Марина Цветаева)

Звон гитары за стеной фанерной,
Рая весть в трёхмерности аду…
(Анастасия Цветаева, написано в лагере).

Прекрасный гитарист-солист и педагог из Москвы Владимир Фридман исполнил в два этапа часть своей романсовой программы, недавно записанной на компакт-диск. Прозвучали как широко известные русские и цыганские романсы, так и менее известные романсы подруги А.И.Цветаевой, Татьяны Лещенко-Сухомлиной, также как и она проведшей в ГУЛАГе около 20 лет, где выжила благодаря своим песням.
Юлий Зыслин продолжил программу блоком своих осенних романсов сначала на стихи Николая Рубцова «В минуты музыки печальной…» и Нины Кан («Опускаются листья шурша…»), а затем на свои стихи о подмосковных журавлях «Набросок с натуры», где есть такие слова:

Нитка, прошивая поднебесье,
То рвалась, то склеивалась вновь,
Словно бы невидимый кудесник
Рисовал по голубому бровь…

Причём романс на стихи Нины Кан о том, что «нет печальней поры листопада», прозвучал памяти ушедших от нас в мир иной Михаила Сапиро, Кати Рейз, Альмы Поссе, неоднократно выступавших на Вашингтонских Цветаевских кострах со своими интересными программами.
Ирина Алукер, большой знаток и любитель поэзии, вызвалась прочесть несколько стихотворений Марины Цветаевой, первое из которых — в память Альмы Поссе, чей прах был недавно развеян согласно её завещанию.
Отклонение от основной романсовой программы поддержали поэт и переводчик Илья Шамбат, филолог Анатолий Дроздов и ветеран ВОВ Филипп Разважевский. Дроздов прочёл Маяковского, двое других свои стихи. Причём Шамбат, как всегда, на английском языке.
Блок романсов дополнил Зиновий Сигалов, очень мило исполнивший два романса. Ближе к концу программы костра прозвучали стихи Марины Ивановны под скромную зыслинскую гитару. Эти стихи — «Вот опять окно…» и «Полюбил богатый бедную…» — не в первый раз прозвучали на поляне одного из пригодных парков на вашингтонщине, где ровно десять лет проходят так называемые Цветаевские костры.
Далее ведущий пригласил всех на «Аллею русских поэтов», что в центре Вашингтона, чтобы отметить возложением цветов и чтением стихов Дни рождения Марины Цветаевой 8 октября и Михаила Лермонтова 15 октября.
И опять вышла «на сцену» актриса М.Сафонова и с чувством прочла написанное в этом же парке в 2000 году стихотворение Юлия Зыслина «Осенний вальс», чем мы и завершаем наш репортаж:

Дождь лиственный спускается с дерев
В любой стране, в любом углу планеты,
Осеннюю погоду подперев,
Ласкает нас тем боле в бабье лето.

Кружатся листья, исполняя вальс.
И слышно: шорох музыку играет.
Он тихой грустью наполняет нас,
Зачем и почему и сам не знает.

А где-то уж замолкнул этот звук,
И что-то оборвалось и пропало.
Исчезли краски буйные вокруг,
Как будто заменили покрывало.

Что ж делать нам?
Придётся ждать весны,
Когда мы звуки новые услышим
И светлые опять увидим сны,
И будем песни петь, покуда дышим.

Следующий 12-й костер в Большом Вашингтоне предполагается провести 7 октября 2007 года. Он будет посвящён 115-летию Марины Цветаевой. Составлено и запущёно в Интернет «Воззвание» о проведении в этот день «Второго Всемирного Цветаевского костра». Благодаря усилиям многих энтузиастов «Первый Всемирный» успешно прошёл 4 года тому назад, в 2002-м, к 110-летию замечательного поэта…
Вашингтон. Октябрь 2006 г.


Юлий ЗЫСЛИН