РОССИЙСКОЕ ЛОББИ В США — ЭТО РЕАЛЬНО

РОССИЙСКОЕ ЛОББИ В США — ЭТО РЕАЛЬНО

Во время состоявшейся 9 сентября в Ново-Огарево трехчасовой беседы Владимира Путина с участниками третьего заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» обсуждались многие важные вопросы внешней политики и российско-американских отношений. Одним из ключевых моментов на этой встрече явилось заявление главы российского государства о том, что Москва обратилась к одной из вашингтонских лоббистских фирм с предложением заключить контракт на лоббирование интересов России в Конгрессе США, но сделка не состоялась, так как госдепартамент настоятельно рекомендовал этой фирме не подписывать соглашение.

Для меня это заявление представляет особый интерес, так как, начиная с 1991 года, я опубликовал несколько десятков статей в американской и российской прессе, а также книгу о возможности и необходимости пиаровской и лоббистской деятельности России в США. Более того, во время ежегодных «Всемирных российских форумов» на Капитолийском холме многие выступающие докладчики — американские эксперты-политологи и члены Конгресса высказывали удивление, почему Россия, в отличие от многих других стран, не занимается подобной деятельностью.
Отказ одной из фирм подписать предложенный контракт не должен никого обескураживать. Хотелось бы думать, что Москва проявит достаточно здравого смысла и не ограничится упреками в адрес Вашингтона об очередном проявлении двойных стандартов по отношению к России. В американской столице работают несколько сот высокопрофессиональных лоббистских фирм, и подавляющее большинство из них с удовольствием подпишет контракт с Москвой, даже если это вызовет неудовольствие госдепартамента.
Чтобы не быть голословным, я позвонил в одну из таких фирм, входящих в число наиболее престижных. Кстати, именно эта фирма сумела значительно улучшить имидж Януковича в Америке, несмотря на колоссальные усилия украинской общины в США и различных фондов, в частности Сороса, направленные на его очернение. На мой вопрос, будут ли они советоваться с госдепартаментом, если получат предложение из Москвы, ответ был весьма кратким и исчерпывающим: «Ни в коем случае, так как нашим клиентом в данном случае будет Россия, а не госдеп».
На вопрос о причинах отказа их коллег подписать контракт с Москвой и ссылок на мнение госдепартамента, представитель фирмы сказал, что в любом случае речь не могла идти о запрещении, а лишь о мягкой рекомендации, что легко объяснимо. Чиновникам госдепа совершенно не нужно, чтобы кто-то вмешивался в их дела. У них есть свои идеи и свое видение международных проблем и, в частности, американо-российских отношений, и им совершенно ни к чему вмешательство лоббистов и работающих с ними конгрессменов и сенаторов, имеющих другую точку зрения.
Однако запретить подписание контракта на лоббирование интересов иностранной державы госдеп может только, если эта страна подпадает под специальные санкции, как, например, в случае с Кубой, Северной Кореей или Ираном. Например, Венесуэла создает сейчас Америке много проблем, и антиамериканская риторика ее президента Чавеса даст сто очков вперед Фиделю или бывшему советскому агитпропу. Тем не менее в Вашингтоне спокойно работает лоббистская фирма, нанятая правительством Венесуэлы для отстаивания интересов этого государства.
Это тем более необходимо, так как новейшая тенденция политической жизни Америки - рост антироссийских настроений. И хотя о новой фазе холодной войны говорить пока рано, информационно-пропагандистская «артподготовка» к ней идет полным ходом. Негативный тон по отношению к России задают средства массовой информации и некоторые члены Конгресса США. Безусловными лидерами здесь, несомненно, являются от республиканцев — бывший военнопленный во Вьетнаме сенатор Джон Маккейн, а от демократов — беженец от советского вторжения в Венгрию в 1956 году конгрессмен Том Лантос. Как мы видим, Россия продолжает выплачивать советские долги не только в финансовых, но и в политических измерениях.
Сенатор Маккейн, впрочем, использует антироссийскую риторику не только как месть за пребывание во вьетнамском плену, но и в целях повышения своего рейтинга в начинающей набирать обороты президентской кампании 2008 года. Практически ежедневно в различных изданиях появляются статьи, часто цитирующие Маккейна, с беспощадной критикой России и Путина. Это, увы, находит отклик в американском политическом бомонде.
Джордж Буш, как может, пытается сдерживать натиск сторонников жесткой линии в отношениях с Москвой. Несмотря на прекрасное состояние американской экономики и низкий уровень безработицы личный рейтинг Буша достиг критически низкой отметки. Повысить его может только резкое улучшение ситуации в Ираке, что весьма маловероятно. К тому же в последние год-полтора второго президентского срока хозяин Белого дома по обыкновению превращается в «хромую утку» с весьма ограниченными возможностями.
После ноябрьских выборов в Конгресс республиканцы рискуют потерять контроль над одной или, при худшем сценарии, обеими его палатами. Тогда у Буша останется еще меньше пространства для дипломатического маневра. Сторонники конфронтации с Россией смогут перехватить инициативу и начать задавать тон уже в официальном диалоге Вашингтона с Москвой. Так что причин для оптимизма мало. Тем не менее сторонники американо-российского альянса, к которым я себя причисляю и которые собрались в середине мая в количестве 350 человек в Конгрессе США на ежегодное заседание под названием «Всемирный российский форум», выбрасывать белый флаг не собираются и полны решимости продолжать борьбу за этот альянс.
Я не буду останавливаться на причинах антироссийской кампании, то есть выяснять «кто виноват?». Более важным вопросом является «что делать?». Позволю себе нескромно процитировать собственную статью десятилетней давности в газете «Вашингтон таймс» от 23 сентября 1996 года. Тогда я писал: «Рано или поздно Россия оправится от нынешнего хаоса и восстановит свою экономическую и геополитическую мощь. Америка должна проводить такую политику, чтобы возрожденная сильная Россия оказалась на нашей стороне баррикад, встречая вызовы XXI века».
К сожалению, этого не произошло, но я не стал бы винить в этом только Америку. Далеко не все верят в достижение подлинно равноправных и взаимовыгодных отношений с Соединенными Штатами на этапе, когда мощь двух государств разнится столь очевидным образом. Российские противники сближения с США задают вопросы, причем в некоторых случаях весьма оправданные: «Где обещанные выгоды от такого сближения? Не идет ли Россия на односторонние уступки? Не идет ли игра в одни ворота?».
В раздумьях о выборе между Западом и Востоком есть очень важный фактор — цивилизационный. Является ли Россия страной западной европейской цивилизации? Этот вопрос бесконечно обсуждается в течение всей тысячелетней российской истории, но судя по неоднократным выступлениям на эту тему нынешнего российского президента и подавляющего большинства тех, кого общественное мнение причисляет к российской элите, это положение не вызывает сомнений.
То, что многие восточноевропейские и прибалтийские, а с недавних пор и некоторые украинские и грузинские лидеры так не считают, дела не меняет. В моей заочной полемике в прессе с бывшим президентом Чехии Вацлавом Гавелом, который периодически заявляет, что Россия не является органической частью западной цивилизации, я попросил его сравнить вклад России в мировую культуру, искусство, литературу и науку с аналогичным совокупным вкладом всех восточноевропейских стран.
Насколько мне известно, все опросы общественного мнения показывают, что подавляющее большинство россиян разделяет основные западные ценности, отличая при этом подлинную демократию от анархии и хаоса 1990-х годов.
У меня нет сомнений, что Россия со всеми ее недостатками демократического развития выбрала путь демократии и свободы, но, к сожалению, по разным причинам ей не удается убедить в этом остальной мир и потому она проигрывает информационные или, если угодно, пиаровские сражения. Однако ситуацию не так уж трудно исправить, если приложить к этому определенные усилия со стороны российского государства и серьезных неправительственных организаций, например недавно созданной Общественной палаты и ее комиссии по международному сотрудничеству.
Одним из важнейших моментов — если не самым главным элементом программы сближения России с Америкой — является процесс формирования общественного мнения двух стран в пользу их стратегического партнерства. Конгресс и правительство Соединенных Штатов весьма чутко реагируют на мнения суверена американской политики — американского народа. Поэтому Россия должна предпринять колоссальные усилия для формирования своего положительного имиджа, отстаивая при этом свои экономические и другие интересы.
Необходимо постоянно и убедительно подчеркивать важность России в мировом геополитическом балансе сил и мировой экономике, а также аргументированно доказывать недальновидность тех политиков, которые считают, что после распада СССР Россия более не представляет собой серьезного игрока на международной арене.
Учитывая постоянный рост спроса на энергетические ресурсы не в последнюю очередь из-за бурного развития экономики Китая и Индии, экономическая и геополитическая мощь России постоянно возрастает. Еще несколько лет назад многие в Америке полагали, что Россия с ее слабой экономикой навсегда утратила статус сверхдержавы. И вдруг довольно неожиданно она начала претендовать на некий новый, причем не эфемерный, а вполне реальный титул «энергетической сверхдержавы». Понятно, что у тех, кто за истекшие 10—15 лет привык чуть ли не в одиночку вершить судьбы мира, принимать своевольные решения на международной арене, появление нового сильного игрока отнюдь не вызывает восторга.
Это означает только одно: усилия, о которых мы говорили выше, необходимо удвоить или утроить. Необходимо постоянно разъяснять в прессе, на конференциях, семинарах и т.д., что Россия является неотъемлемой частью Европы и, кроме того, имеет возможность идейного, культурного, цивилизационного влияния на весь евразийский континент и в первую очередь на страны СНГ. Право вето в Совете Безопасности ООН дает России критическое по важности влияние в наиболее значительной международной организации. Никакая легитимность в проведении силовых мероприятий глобального масштаба невозможна без участия и согласия Москвы.
Для того, чтобы двусторонние отношения меньше зависели от капризов «политической погоды», их нужно строить на более солидном основании. Одним из таких оснований могло бы быть создание в Соединенных Штатах одной или нескольких влиятельных организаций, целью которых было бы продвижение идеи долгосрочных и взаимовыгодных двусторонних отношений России и Америки, их стратегического партнерства. Следует учитывать, что процесс выработки внешнеполитического курса Соединенных Штатов идет не только в Белом доме и госдепартаменте, но и при участии Конгресса, различных «мозговых» центров, СМИ и многочисленных неправительственных организаций, в том числе и тех, которые выражают интересы различных этнических групп.
Следует отметить, что немало сторонников активного сотрудничества с Россией есть в самом американском Конгрессе. Так, конгрессмен-республиканец из Пенсильвании Курт Уэлдон, собрав большую группу экспертов, представил доклад, содержащий важнейшие направления и конкретные проекты американо-российского сотрудничества в самых различных областях — от сельского хозяйства до науки, образования, энергетики, космоса и др. Этот документ под названием «Партнерство Россия — США. Новые времена — новые начинания» подписали 142 члена Конгресса, включая многих влиятельных конгрессменов и сенаторов.
Как отметил на недавнем заседании Всемирного российского форума в Вашингтоне конгрессмен Джо Уилсон из Южной Каролины, подавляющее большинство членов Конгресса выступает за сотрудничество с Россией и не разделяет радикальные взгляды Маккейна и Лантоса, но с ними нужно постоянно работать, посылать необходимую информацию, встречаться лично либо с их помощниками по международным вопросам и т.д.
России, как представляется, следует проявить мудрость и достоинство и не позволить втянуть себя в круговорот негативной риторики, а затем и в полный цикл холодной войны. Вместо этого ей следует изучить и применить на практике опыт лоббизма других стран, которые занимаются этим давно и успешно. Эффективный лоббизм может осуществляться либо усилиями этнических общин, как, например, это делает еврейская община, действующая в интересах Израиля, а также выходцы из Ирландии, Польши, Прибалтики, Украины, Тайваня и множества других стран, либо нанятыми профессиональными структурами.
К сожалению, в силу различных причин российская диаспора в Америке разобщена и не представляет в настоящее время серьезной политической силы (в настоящее время, по разным оценкам, в США проживают от 3 до 6 млн. человек, являющихся либо прямыми выходцами из России, либо считающих себя россиянами по принадлежности к русской культуре). Однако если приложить усилия для консолидации наших соотечественников в США, то в будущем ситуация может улучшиться.
Но это вопрос времени, может быть пяти-семи лет в лучшем случае, и, разумеется, при условии, если этой работе будет уделено серьезное внимание. Поэтому сейчас необходимо использовать профессиональные лоббистские структуры в интересах установления дружеских, партнерских и союзнических отношений между Россией и США.


Эдуард ЛОЗАНСКИЙ, президент Американского университета в Москве. Автор книги: «Этносы и Лоббизм в США. Перспективы Российского Лобби в Америке»