ПРОВАЛ ЗАПАДА

ПРОВАЛ ЗАПАДА

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ АМЕРИКИ СПЛОТИЛИСЬ В СТРАХЕ ПЕРЕД «ХИЗБАЛЛОЙ»

«Худой мир» в Ливане остается одной из важнейших тем для западной прессы. История с похищением и освобождением американских журналистов в Газе и договоренность об обмене пленными, достигнутая между Израилем и политическим руководством «Хизбаллы», лишь способствуют этому — большинство аналитиков связывает все ближневосточные новостные поводы в единый проблемный контекст. Пока Южный Ливан готовится к вводу миротворческого контингента, а президент США Буш заявляет, что верит в «демократическое будущее ливанского государства», американские эксперты подводят итоги августовского противостояния. Их выводы неутешительны и на удивление едины в том, что касается главного. Единственным победителем во второй ливанской войне стала «Хизбалла», стремительно становящаяся респектабельной политической силой. Нынешний мир — лишь передышка перед новым витком конфликта. У Запада нет единой стратегии по выходу из сложившейся ситуации. В общем, страх перед большой войной в регионе и растущая популярность радикального крыла политического ислама во многом сплотили даже самых непримиримых антагонистов.
Прекрасным доказательством этой тенденции выглядят слова двух американских экспертов, появившиеся в печати и сразу растиражированные десятком западных интернет-СМИ. В обычных условиях вашингтонские аналитики доктор Шошана Брайн и Джеймс Зогби выступают как абсолютные политические антиподы. Первая — директор департамента специальных проектов Еврейского Института Международной Безопасности в Вашингтоне, важная фигура в израильском лобби Америки, связанная множеством личных и профессиональных связей с ядром «ястребиной» фракции правящей администрации. Шошана Брайн — из тех, кого принято называть неоконсерваторами, долгое время она работала как ближайшая соратница помощника военного министра Ричарда Перла, консультировала израильских правых из партии Ликуд и прославилась именно крайне последовательной и жесткой произраильской позицией по всем ближневосточным вопросам. Ее коллега доктор Джеймс Зогби фигура совсем другого типа. Он — из левой части политического спектра Америки: не просто демократ, а член Национального Комитета Демократической партии. Сын нелегального ливанского эмигранта-христианина, леволиберальный правозащитник и публицист, убежденный противник президента-инкумбента, в политических кругах Америки он известен как директор и основатель лоббистского Американо-Арабского Института.
Политический консультант, близкий к Дику Чейни, и либеральный интеллектуал-араб из демократической элиты — от таких персонажей стоит ожидать противоположных оценок. Стоило: сегодня в ливанском вопросе даже такие противоположности сходятся.
Зогби и Брайн говорят практически одинаково, различаясь лишь в интонациях и расстановке акцентов. «С подписанием перемирия и принятием резолюции ООН конфликт в Ливане не закончился. Нынешняя стадия — лишь передышка, после которой в регионе может начаться настоящая бойня», — так вкратце можно сформулировать мнение обоих экспертов. Корень проблемы — немощь официального Бейрута и растущие амбиции «Хизбаллы», которая одна контролирует южные районы страны, умело используя Иран и Сирию. Сможет ли правительство ливанского государства удерживать суверенитет над подконтрольными Насралле территориями — вопрос риторический (ясно, что не сможет). Выход из ситуации один — вмешательство стороннего модератора, в роли которого оба эксперта скорее видят США, чем миротворческий контингент ООН. Израиль должен уйти из региона лишь после того, как официальный Бейрут вернет себе полный контроль над южными территориями.
Джеймс Зогби требует немедленного обмена заложниками и пленными и считает, что для решения ливанской проблемы должны быть учтены интересы палестинского населения Израиля: «Именно здесь корень всех зол». «История как всегда повторяется: Израиль, по сути, решает в Ливане свои внутренние проблемы. В 1982 году Тель-Авив пошел на вторжение в южный Ливан, чтобы выгнать из страны боевиков ООП. Итог лишь усугубил ситуацию. В самом Ливане стала стремительно набирать мощь проиранская «Хизбалла», ранее терпимое население «ближневосточного Парижа» окрасилось в цвета Джихада, а интифада переместилась в само еврейское государство. Этот регион напоминает воздушный шарик: стоит нажать в одном месте, как сразу выскочит по соседству», — пишет Зогби.
Не менее интересна точка зрения, высказанная в конце августа штатным сотрудником Катоновского института в Вашингтоне политологом и журналистом Лионом Хадаром. Этот американо-израильской аналитик, обычно пишущий для толстых журналов типа The Foreign Affairs и The Middle East Review, опубликовал на нью-йоркском портале The Globalist текст с говорящим названием «Войну в Ливане проиграли все, кроме Хизбаллы». Здесь главная интонация — жесткая критика всей региональной внешнеполитической стратегии США (поясним, что Хадар принадлежит к числу наиболее последовательных и радикальных противников курса Буша-младшего. А Катоновской институт, в котором он служит, принято называть мозговым центром радикальных либертарианцев, занимающих узкую нишу между двумя главными партиями). «Америка попала впросак не только в Ливане, бессмысленной оказалась вся наша стратегия. И дело не только в том, что Израиль позволил себе чрезмерную смелость и влез в осиное гнездо», — пишет Хадар.
США разгромили авторитарный суннитский Ирак Саддама, с которым в общем можно было договариваться. Противовес подлинному врагу, Ирану, исчез, баланс нарушился, и опасные конфликты в регионе отныне будут возникать сами собой. Шиитское братство сегодня задает тон и в Ираке, и в Ливане. Союзники дезориентированы. Саудовская Аравия замерла на грани революции и распада королевской семьи. Египет «осторожно услужлив и скорее выжидает». Сирия и Иран собирают «гроздья гнева» по всему арабскому миру. В общем, — заключает аналитик Катоновского института, — США доказали свою полную некомпетентность и должны как можно быстрее уйти. «Единственный выход — поиски новых арбитров. Кто может стать таковым? Ответ очевиден: ЕС и Китай. Эти страны, покупающие нефть у иранских мулл, не связаны канатами многолетней дружбы с Израилем. Только они вызовут у арабов доверие и не допустят в регионе новой войны».
Другой эксперт, американец Ли Файнштейн из Вашингтонского Совета по Внешней Политике, считает, что Америке пора расстаться с «комплексом Римской Империи». Надо учиться договариваться. Необходим диалог с Сирией и Ираном, желательно напрямую — без жульничающих посредников вроде ЕС и России. «Не замирим Дамаск — Асад вновь перевооружит «Хизбаллу» и откроет террористам границу». Также у Файнштейна вызывает сомнения перспектива миротворческого контингента в Ливане: «Пятнадцать тысяч ливанцев плюс пятнадцать тысяч западных миротворцев — это едва ли достаточно». По оценке израильских генералов, этой цифры хватит лишь для гуманитарных миссий. Шейхи по-прежнему будут сорить на исламской улице и наносить точечные удары по своему ненавистному южному соседу. Стратегию только предстоит выработать — ведь бороться с комарами при помощи Армии Спасения бессмысленно.
Особый взгляд у консервативной части политического истеблишмента Америки, у оппозиции внутри республиканской партии — тех, кого принято называть республиканцами-реалистами. От их лица по ливанскому вопросу высказываются сразу двое видных политиков: сенатор из Небраски Чак Хейгл и аналитик Центра по изучению культурного консерватизма при фонде конгресса Билл Линд.
О Хейгле стоит сказать отдельно. Орденоносец, герой войны во Вьетнаме, он уже давно заявил о своих «смутных президентских амбициях», а среди лояльных членов Конгресса известен под прозвищем «диссидент со Среднего Запада». С правых консервативных (отчасти изоляционистских) позиций он уже не раз критиковал политику Буша, Чейни, Рамсфельда. Хейгл считает, что главным уроком, который стоит извлечь из всей ливанской истории, должно стать новое отношение к Израилю, который уже давно едва ли не шантажирует Штаты. Да, мы друзья, даже братья. Но это братство слишком дорого стоит: нам совершенно не верят арабы, нужно быть беспристрастнее, иначе регион вспыхнет десятками новых ливанов.
С очень интересным анализом выступил и Билл Линд — его колонка «Победа Хизбаллы» распространялась по каналам информационного агентства UPI. Линд считает, что военная операция Израиля закончилась полным провалом: тактическим, стратегическим и военным. ВВС не достигли успеха, так как столкнулись с невидимым противником. Армия не смогла блокировать государство, столкнувшись с саботажем со стороны Сирии. Шейх Насралла превратился в героя всего исламского мира, в то время как премьер Израиля Эхуд Ольмерт нынче играет роль наживки для бывалых акул израильской внутренней оппозиции. Израильская армия и спецслужбы получили пощечину — раньше они умели разбираться с террористами, но те, кого Линд называет арабскими лидерами четвертого поколения, элементарно увернулись от них. Да и психологический аспект поражения Израиля сложно переоценить — «для арабского мира он означает поражение того, кого раньше предпочитали ненавидеть молча».


Павел ЧЕРНОМОРСКИЙ, globalrus.ru