МУСУЛЬМАНСКАЯ АМЕРИКА

МУСУЛЬМАНСКАЯ АМЕРИКА

В США во время переписей населения вопросы о религиозной принадлежности не задаются. Поэтому общее число мусульман и реальные темпы распространения этой религии в США неизвестны и основаны на косвенных сведениях или экспертных оценках.
По примерным оценкам Бюро Переписи Населения США, в США ныне проживает 6—7 млн. мусульман, которые составляют примерно 1% населения страны. Мусульманские иммигранты появились в США во второй половине 19 века. Ныне они, как и любые иные иммигранты, традиционно оседают по соседству с ранее переселившимися в США родственниками и друзьями. Однако на территории США есть четыре региона, где Ислам представлен более широко. Это восточное побережье США, от Нью-Йорка до Вашингтона; Калифорния, прежде всего, города Лос-Анджелес и Сан-Франциско; «треугольник» Чикаго-Кливленд-Детройт в северной части страны и Техас. При этом многие «исламские регионы» имеют четкие этнические границы. К примеру, в Калифорнии очень многочисленны иранцы — Лос-Анджелес превратился во второй, после Тегерана, город мира по размеру иранской общины. В Техасе предпочитают селиться выходцы из Индии, Пакистана и Бангладеш. В Чикаго — европейские мусульмане, например, албанцы, боснийцы и турки. В Детройте — арабы.
Совет по Американо-Исламским Связям (Council on American-Islamic Relations) в 2001 году провел социологическое исследование и установил, что 34% американских мусульман — выходцы из Азии (в основном, из Индии, Пакистана и Бангладеш), 25% — из арабских государств, 3.4% — из стран центральной и южной Африки, 2.1% — с Балкан, 1.1% — из тюркоязычных государств, 0.7% — из Ирана.
Большинство американских мусульман хорошо образованы. Исследование 1999 года, проведенное Советом, показало, что более половины американских мусульман имеют высшее образование. В целом уровень образования и дохода американских мусульман превышает средний по США. Примерно каждый третий мусульманин работает в сфере инженерии и медицины (любопытно, что мусульман непропорционально мало среди журналистов, юристов и кинематографистов). По данным опроса, проведенного компанией Zogby International в 2005 году, 36% американских мусульман родились в США, 58% закончили колледжи и университеты. Только 10% американских мусульман имеет низкий уровень дохода. 52% относятся к среднему классу, 28% могут назвать себя богатыми людьми. 77% американских мусульман активно занимаются благотворительностью.
Большинство исследователей сходятся в том, что Ислам является одной из самых быстрорастущих религий в США. Исследовательский проект Джорджтаунского Университета, который называется MAPS (Мусульмане в Обществе\Muslims in the Public Square), объясняет прирост числа американских мусульман тем, что, во-первых, в США постоянно увеличивается число иммигрантов из мусульманских государств (к примеру, в 1990-е годы ежегодно в США переселялись до 100 тыс. «этнических» мусульман), во-вторых, в семьях мусульман, как правило, больше детей и, в-третьих, наплывом новообращенных. При этом мужчин среди мусульман примерно вдвое больше, чем женщин. Показательно, что по данным Корнельского Университета, 67% американских мусульман — моложе 40 лет, 67% американцев — старше 40 лет.
По данным Госдепартамента США, за последнее десятилетие (с 1994 по 2004 год) число мечетей в США увеличилось на 25%. Мечети постоянно посещают около 2 млн. мусульман, примерно треть из них — новообращенные. Общее число новообращенных в мусульманском сообществе США может составлять от 17% до 30%. Точных данных о темпах прироста новых адептов Ислама не существует. Организация Американский Мусульманский Альянс (American Muslim Alliance) в 2005 году сообщила, что ежегодно Ислам принимают около 135 тыс. американцев. Большей частью это афроамериканцы, вторая по численности группа — женщины, третья — выходцы из Латинской Америки. Новообращенные мусульмане составляют значительную часть исламского сообщества США — не менее 33% от общего числа мусульман.
По подсчетам Совета по Американо-Исламским Связям, в среднем, в одной мечети ежегодно 16 человек сообщают о переходе в Ислам. При этом новообращенные намного чаще посещают религиозные службы: они составляют около 30% постоянных прихожан в мечетях (лишь треть «урожденных» мусульман делает то же самое). 64% новообращенных — афроамериканцы, 27% — белые, 6% — латиноамериканцы.
Махамед Нимер (Mohamed Nimer), автор книги «Жизнь Исламского Сообщества в США и Канаде» (The North American Muslim Resource Guide: Muslim Community Life in the United States and Canada), опубликованной в 2003 году, приводит несколько иные данные. По его оценкам, «новые мусульмане» составляют примерно пятую часть от исламского населения США и Канады. В общей сложности, примерно 14% североамериканских мусульман — чернокожие, принявшие Ислам, еще 5% — представители иных расовых и этнических групп (европейцы, латиноамериканцы и пр.).
Опросы общественного мнения, проведенные в 2006 году, показали, что американцы мусульман любят больше, чем Ислам, как религию. К примеру, исследование газеты Washington Post дало следующие результаты: 46% американцев негативно относятся к Исламу — у 43% жителей США отношение к этой религии положительное. 33% американцев убеждены, что Ислам поощряет насилие в отношении немусульман в большей степени, чем остальные религии поощряют насилие в отношении иноверцев. 54% опрошенных заявили, что Ислам — мирная религия. 56% американцев придерживаются мнения, что среди мусульман больше экстремистов, по сравнению с адептами иных религий. 34% считают, что все религиозные культы производят радикалов примерно одинаковыми темпами. Лишь 3% утверждают, что в Исламе меньше экстремистов. Исследовательская организация The Pew Forum on Religion & Public Life опубликовала схожие данные: к мусульманам, живущим в США, позитивно относятся 55% опрошенных (негативно 25%), к исповедуемой ими религии — 39% (36% — позитивно). 36% американцев считают, что Ислам поддерживает насилие. 33% американцев, имеющих иное вероисповедание, достаточно много знают о религии и культуре Ислама. Те жители США, которые хорошо знакомы с Исламом, значительно лучше относятся к этой религии и к ее адептам (антимусульманские и антиисламские взгляды превалируют среди малообразованных людей).

ФАКТЫ НА ТЕМУ
К числу известных американцев, принявших Ислам, можно отнести писателя и кинодокументалиста Майкла Вольфа\Michael Wolfe, боксеров Мухаммеда Али\Muhammad Ali оригинальное имя Кассиус Клей\Cassius Clay), Майка Тайсона\Mike Tyson и Хасима Рахмана\Hasim Shariff Rahman, баскетболиста Карима Абдул-Джаббара\Kareem Abdul-Jabbar (изначально Фердинанд Льюис Алкиндор\Ferdinand Lewis Alcindor), поэтессу и писательницу Мариам Джамиля\Maryam Jameelah (Маргарет Маркус\Margaret Marcus), джазмена Абдуллу ибн Бухаина\Abdullah Ibn Buhaina (он же Арт Блэки\Art Blakey) и певца Майкла Джексона\Michael Jackson.
С 1990 года радикальные иммигранты-мусульмане совершили несколько террористических атак на территории США: последним актом такого рода был расстрел сотрудников израильской авиакомпании El Al в аэропорту Лос-Анджелеса (совершен эмигрантом из Египта) в 2002 году. В конце 2002 года Хишам Айди (Hisham Aidi) опубликовал в журнале Middle East Report статью с результатами своих интервью с людьми, воевавшими в Афганистане на стороне «Талибана» и «Аль-Каиды». По его данным, в лагерях террористов проходили подготовку многочисленные «новые мусульмане» из США, в основном, чернокожие и выходцы из Латинской Америки. Спецслужбы США еще несколько раз сообщали о предотвращении подобных атак, которые готовили радикальные мусульмане. Однако Крис Замбелис (Chris Zambelis), сотрудник исследовательского центра Jamestown Foundation, считает, что «домашний исламский терроризм» в США мало связан с международными террористическими центрами.



ЧЕРНЫЙ ИСЛАМ
Черные мусульмане в Америке появились еще в начале 16 века, когда рабов-мусульман привозили в Америку из Африки. Однако в начале 20 века «черный» Ислам приобрел новые качества — в это время возник черный национализм, и Ислам стал понемногу становиться религией протеста.
Первые сведения о том, что в США были доставлены черные рабы, исповедующие Ислам, относятся к 1501 году (некоторые ученые-мусульмане доказывают, что мусульманские мореплаватели достигли Америки раньше Колумба, а в языках индейцев есть арабские слова — эти теории скептически воспринимаются большинством историков). Различные исследователи приводят разные данные о том, сколько чернокожих мусульман в итоге осело в США. К примеру, историк Аллан Остин (Allan D. Austin) называет число в 40 тыс., Сильвен Диуф (Sylviane Diouf) предполагает, что в Америку (то есть, во все страны, ввозившие рабов из Африки) попало 2.25—3 млн. мусульман. Однако исламские традиции и религию сохранили лишь единицы из них. Ныне идеологи распространения Ислама среди черной общины США заявляют, что они лишь выступают за возврат к корням, поскольку многие их предки-мусульмане вынуждены были принимать христианство под нажимом белых рабовладельцев. Известный политолог Дэниел Пайпс\Daniel Pipes в статье, опубликованной в журнале National Review, сделал следующий вывод: для чернокожего жителя США шансы на принятие Ислама в 100 раз больше, чем для белого.
В 1913 году была создана первая «черная» мечеть — Муришский Научный Храм в штате Нью-Джерси: она стала центром миссионерской деятельности, а также пропаганды черного национализма. Эту идеологию подхватило созданное в 1931 году движение «Нация Ислама» (Nation of Islam), известная также под названием «Черные Мусульмане» (Black Muslims). Первые три десятилетия существования это движение было достаточно маломощным и маловлиятельным. Ситуация кардинально изменилась в начале 1960-х годов, когда в США набрало силу движение за отмену сегрегационных законов, которым руководил священник Мартин Лютер Кинг. Чернокожие американцы добились отмены расистских законов, действуя ненасильственными методами. Впрочем, движение за равноправие сопровождалось волнениями в черных гетто, некоторые из которых переросли в бунты (так, например, было в Детройте в 1967 году). Идеология неформальных лидеров волнений была крайне близка к идеям, которые пропагандировала «Нация Ислама».
«Нация Ислама» в 1960-е годы стала влиятельной и мощной организаций, однако тогда наметился раскол между чернокожими исламскими националистами и приверженцами более ортодоксальной формы суннитской ветви ислама. Одним из самых знаменитых лидеров афроамериканских мусульман был Мальколм Экс (Malcolm X), сменивший христианское имя на мусульманское Эль-Хаджи Малик Эль-Шабазз, блестящий оратор и великолепный организатор, выступления которого были насыщены воинственной риторикой — он выступал за возвращение достоинства черной расы и требовал наказания белой расы, виновной в многовековом угнетении черных (кроме всего прочего, он отказывался использовать американский паспорт, считая, что это противоречит Исламу). В начале своей деятельности он выступал как представитель «Нации Ислама». В 1965 году он намеревался покинуть эту организацию и присоединиться к движению ортодоксальных суннитов. Однако этого не произошло: он был убит своими же братьями-мусульманами, посчитавшими его изменником. После своей смерти и, особенно, после посмертного издания мемуаров «Автобиография Мальколма Экса» (Autobiography of Malcolm X) он стал одним из героев афроамериканской молодежи.
В 1975 году, после смерти своего лидера Элия Мухаммада (Elijah Muhammad), «Нация Ислама» раскололась. Сын Мухаммада возглавляет течение приверженцев ортодоксального суннизма, чья популярность все более растет. А «Нация Ислама» сохранила свое влияние, но все больше воспринимается как маргинальная группировка с экстремистской риторикой, костяк которой составляют бывшие преступники. Показательно, что большинство чернокожих мужчин принимают Ислам не в обычной мечети, а в тюрьмах, во время отбывания наказания. Ее лидером стал Луис Фаррахан\Louis Farrakhan (подлинное имя Луис Волкотт\Louis Eugene Walcott), которого до террористических атак 11 сентября 2001 года большинство американцев считали самым известным мусульманином мира. Фаррахану принадлежит показательная цитата: «Бог уничтожит Америку руками мусульман».
В 2002—2003 годы произошли два инцидента, которые можно увязать с радикализацией черных мусульман. В 2002 году был арестован «вашингтонский снайпер» Джон Аллен Мухаммед\John Allen Muhammad (он же Джон Аллен Вильямс\John Allen Williams), ветеран войны с Ираком 1991 года и бывший член «Нации Ислама», убил или ранил 16 человек. Он был арестован после того, как потребовал $10 млн. за прекращение охоты на прохожих. Мухаммед был приговорен к смертной казни. На суде не было предъявлено доказательств того, что его религиозная принадлежность сыграла какую-либо роль в совершенных им преступлениях.
В 2003 году, через две недели после начала вторжения в Ирак, американский военнослужащий Хаса Акбар\Hasan Akbar (урожденный Марк Кулс\Mark Fidel Kools) открыл стрельбу и начал бросать гранаты в своих однополчан (его часть была расквартирована в Кувейте). Это произошло ранним утром, когда в лагере практически все спали. Акбар убил двоих и ранил 14 военнослужащих. В 2005 году Акбар был приговорен к смертной казни. Он стал первым американским солдатом со времен Вьетнамской войны, осужденным за нападение на другого солдата. На суде, по сообщению агентства Associated Press, были зачитаны отрывки из его дневника: как оказалось, в 1997 году Акбар записал следующее: «Моя жизнь не будет полной, пока Америка не будет разрушена».

ПЯТАЯ КОЛОННА
В последние годы во многих громких террористических атаках участвовали или пытались участвовать «неканонические» мусульмане, то есть адепты иных религий, которые приняли Ислам в его радикальной версии. По различным оценкам, новообращенные ныне составляют от 3% до 8% численности международных террористических структур.
В ноябре 2005 года на одном из исламистских сайтов было помещено обращение организации «Глобальный Исламский Медиа-Фронт» (Global Islamic Media Front). В обращении декларировалось: «Новые солдаты ‘Аль Каеды’» рождены в Европе от европейских и христианских родителей. Они употребляют алкоголь и едят свинину, но «Аль- Каида» принимает их, поскольку они приняли Ислам тайно, восприняли философию «Аль- Каиды» и готовы использовать оружие. Они ходят по улицам Европы и Америки, занимаясь подготовкой к новым атакам». Впоследствии было обнародовано еще несколько подобных манифестов. Несмотря на то, что ряд экспертов не уверены в том, что они подлинные, большинство (например, известный исследовательский центр SITE Institute) считают Глобальный Исламский Медиа-Фронт полномочным представителем «Аль-Каиды». В докладе SITE Institute указано: «В любом случае, даже если «Аль-Каида» и не имеет подобной стратегии, события последних лет демонстрируют, что новообращенные мусульмане все более активно участвуют в деятельности исламистских террористических структур».
Первой «звездой» «новых мусульман», примкнувших к террористам, стал американец Джон Волкер Линд\John Walker Lindh (он же Хамза или Сулейман аль-Фарис). Он был схвачен в Афганистане, где служил в частях «Талибана», и приговорен к 20 годам заключения. Американские СМИ уделили истории «американского талиба» огромное внимание. Как оказалось, Линд страдал от серьезной психологической травмы после того, как его отец ушел из семьи к любовнику. Линд принял Ислам в Лос-Анджелесе, а потом учился в медресе Йемена и Пакистана. В 2001 году Линд перебрался в Афганистан, чтобы воевать на стороне «Талибана» против Северного Альянса.
Буквально через несколько недель англичанин Ричард Рейд\Richard Reid (он же Тарик Раджа и Абдель Рахим) попытался взорвать пассажирский авиалайнер, летевший из Парижа в Майами, с помощью бомбы, спрятанной у него в ботинке. Суд приговорил его к пожизненному заключению. Рейд также имел неблагополучное прошлое. Его отец больше сидел по тюрьмам, чем занимался воспитанием юного Ричарда. Впоследствии Ричард Рейд сам стал мелким преступником и принял Ислам, отбывая очередной срок.
В мае 2002 года американские спецслужбы арестовали Хосе Падилла\José Padilla (он же Абдулла аль-Мухаджир), который намеревался организовать в США взрыв «грязной» атомной бомбы. Хосе с детства был связан с уличными бандами, совершил несколько ограблений и грабежей и был приговорен к тюремному заключению. В тюрьме он принял Ислам. Позднее он познакомился с членами организаций, близких к «Аль-Каиде». Падилла длительное время путешествовал по Ближнему Востоку и, согласно утверждению правоохранительных органов, получил от «Аль-Каиды» задание организовать теракт в США.
Подобные сложные биографии могут считаться типичными для многих европейцев и американцев, которые перешли в число боевиков радикальных исламских организаций. Журнал Jane's Intellegence Review, опубликовавший обширный материал о «новых мусульманах», вставших на путь террора, отмечает, что миф о том, что «Аль-Каида» специально подыскивает голубоглазых блондинов для совершения терактов в Европе и США, не соответствует действительности. Значительная часть из новообращенных террористов принадлежали к расовым и этническим меньшинствам. К примеру, отец Рейда был выходцем с Ямайки, а родители Падилла перебрались в США из Пуэрто-Рико.
В 2005 году французская спецслужба «Служба Общей Информации» опубликовала доклад, в котором были проанализированы биографии более 600 французов, принявших Ислам и примкнувших к радикальным организациям. Как оказалось, в большинстве своем, это молодые люди, половина из них не владела никакой профессией, лишь каждый пятый посещал колледж. Уровень безработицы среди этих молодых людей в пять раз превышал средний по Франции. 44% новообращенных французов примыкали к мечетям с экстремистки настроенными имамами. Примерно в отношении 3% «новых мусульман» имелись факты, показывающие их связи с террористическими структурами.
Британская исследовательница Алисон Паргетер (Alison Pargeter), работающая в Институте Международной Политики (International Policy Institue), собрала обширную базу данных о «новых мусульманах» и делает схожие выводы. Как правило, они приняли Ислам будучи еще совсем молодыми людьми. Подавляющее большинство из них выросли в неполных семьях — более того, во многих случаях их родители (или один из родителей) имели криминальный опыт. Они плохо учились, многие из них даже не смогли закончить средней школы. Составной частью жизни многих из них был алкоголь и наркотики. Примерно 80% «новых мусульман», примкнувших к террористическим структурам, ранее арестовывались полицией за совершение различных преступлений. Паргетер отмечает, что во многих случаях принятие новой религии было попыткой начать новую жизнь. Эти люди искали в Исламе среду, готовую принять их. Еще один показательный момент: значительная часть новообращенных происходила из религиозных семей с консервативными взглядами. Они не были удовлетворены состоянием современного им общества и с помощью смены религии пытались найти путь для изменения этого общества.
Исследования показывают, что типичные исламские террористы, родившиеся в мусульманских странах, совершенно иные. По данным Марка Сейджмэна (Marc Sageman), старшего научного сотрудника Института Внешнеполитических Исследований (Foreign Policy Research Institute) и Центра Стратегических и Международных Исследований (Center for Strategic and International Studies), подавляющее большинство подобных террористов являются представителями среднего класса, а их лидеры и вовсе происходят из обеспеченных слоев населения, занимающих высокое социальное положение. Причем, как правило, они происходят из семей, придерживающихся весьма умеренных религиозных взглядов. Две трети террористов учились в высших учебных заведениях, большей частью — в светских. Очень немногие из них имели уголовное прошлое.
Питер Брукс (Peter Brookes), научный сотрудник исследовательского Heritage Foundation, утверждает, что подавляющее большинство новообращенных мусульман не имеют никакого отношения к террористам. Показательно, что, по данным французских спецслужб, к радикальным структурам в 2005 году принадлежали около 5 тыс. мусульман, в то время как во Франции проживает более 5 млн. мусульман. Однако не стоит забывать, что Бен Ладен смотрит на них как на особо мощное оружие. Новые адепты всех религий, как правило, отличаются повышенной нетерпимостью к иным взглядам, они более радикальны и жертвенны.
На сегодняшний день «новых мусульман», вставших на путь террора, арестовывали в США, Великобритании, Франции, Нидерландах, Германии, Австралии, Бельгии, Испании, Швейцарии, Индии. На Филиппинах новообращенные составляют костяк террористической группы «Группа Раджи Сулеймана» (Международная Кризисная Группа (International Crisis Group) опубликовала доклад о роли «новых мусульман» в терроризме на Филиппинах и пришла к выводу, что в целом они настроены значительно более непримиримо, чем «этнические» мусульмане, то есть филиппинцы, чьи родители исповедывали Ислам).
Многие новообращенные предпочитали вести жизнь солдата, а не террориста. Они отправлялись воевать в Кашмир, Афганистан, Чечню и т.д. Однако война не исключает участия в актах террора: в 2006 году бомбу, закрепленную на теле, взорвала бельгийка, принявшая Ислам и отправившаяся в Ирак.
Реувен Паз (Reuven Paz), старший научный сотрудник Института Международной Антитеррористической Политики (International Policy Institute for Counter-Terrorism) считает, что «новые мусульмане» все чаще будут вовлекаться в теракты. Он считает, что подобные люди являются не просто «новым секретным оружием» террора, но и моделью поведения для мусульманской молодежи. Манифест Глобального Исламского Медиа — Фронта был подписан именем Ракана бен Вильямса (Rakan ben Williams). Имя «Ракан» достаточно хорошо известно на Ближнем Востоке. Во-первых, это историческая личность эпохи раннего Средневековья, алжирец, который отправился в Персию воевать с монголами. Во-вторых, это персонаж одноименного популярного комикса, издаваемого в арабских странах — благородный герой-одиночка. Паз уверен, что Ракан бен Вильямс — это «культурный» ответ исламистов на героев массовой культуры США и Запада — Супермена, Бэтмана и пр.
По оценкам исследовательского центра RAND, проанализировавшего статистику глобального терроризма за период с 1970 по 2003 год, с каждым годом террористы все чаще атакуют гражданские цели. При этом, каждый теракт уносит все больше жертв. В 1970-е годы среднестатистический теракт приводил к гибели или ранениям 4.47 человек. В 1980-е годы — 4.87, в 1990-е — 12.29. «Коэффициент летальности» терактов, совершенных с 2000 по 2003 год, составил 14.49. Увеличение числа убитых и раненых прежде всего связано с активизацией «религиозных» террористических структур. В 1970-е—1980-е годы большинство терактов совершали «секуляристские» террористы — в основном, националисты, анархисты или неофашисты. В 1990-е годы «первую скрипку» в террористическом интернационале стали играть «религиозные» структуры, прежде всего исламисты. Если в результате теракта, организованного «светскими» террористами, страдало, в среднем, 3.27 человек, то для «религиозных» террористов этот показатель почти в 9 раз выше — 27.05. Еще более разительна разница при оценке числа погибших в результате террористических атак: террористы-«секуляристы», в среднем, убивали 0.92 человека за теракт, «религиозные» террористы — 38.4.

Washington ProFile