БУДЕМ МЫ В РОССИИ ЖИТЬ ПОКА ЧТО НЕБОГАТОЙ, ЧТОБЫ ВСЕ БОГАТСТВА ВЗЯТЬ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ

БУДЕМ МЫ В РОССИИ ЖИТЬ ПОКА ЧТО НЕБОГАТОЙ, ЧТОБЫ ВСЕ БОГАТСТВА ВЗЯТЬ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ

Для характеристики текущего российского момента как нельзя лучше подходят слова известной песенки времен Советского романтизма. Тем более пока РФ по сути большая нефтегазовая труба, проложенная на Запад, а основные национальные отрасли и правительство лишь заняты лишь её текущим обслуживанием.
Недаром специальным Энергетическим докладом Еврокомиссии Россия признана «самым важным поставщиком энергии» в Европейский Союз, в связи с чем предложено выстраивать новое долгосрочное партнерство с РФ в энергетике. Также для снижения острой зависимости Европы от энергоносителей рассматривается возможность создания стратегических запасов газа в объеме двухмесячного импорта ЕЭС. Топливным фактором скорее всего обусловлено и некоторое потепление в политике. Как написала немецкая Sueddeutsche Zeitung, «Вот уже некоторое время Россия ориентируется на Европу. Когда нибудь… она могла бы войти в ЕЭС. Европе стоит присмотреться к России и отказаться от окаменевших концепций прошлого». Что касается непривлекательности некоторых окаменелостей, про них хорошо сказано пролетарским поэтом В.Маяковским. Если же глянуть на тенденции сотрудничества России и США, то судя по свежеопубликованному американским Советом по внешней политике докладу под красноречивым названием «Неверный путь России. Что США могут и должны сделать», они находятся в противофазе с отношениями с Западной Европой. Данный документ осуждает политику РФ на постсоветском пространстве как «подрывающую стабильность и угрожающую независимости её соседей». «Газовая война» с Украиной определена как «превращение экономических отношений из источника вожделенных экономических благ в потенциальный инструмент политического устрашения». Россия «находится в ловушке — власть в ней демократична по форме, а не по содержанию». В связи с чем авторы доклада призывают к увеличению поддержки российских НПО (вспомним скандал с финансированием ряда НПО британской Интеллидженс Сервис) и более активному участию в парламентских и президентских выборах 2007-2008 гг. «Идея стратегического партнерства с Россией больше не кажется реалистичной». Посему следует «…ограничиться выборочным сотрудничеством». К политическим угрозам можно отнести ссылку на то, что «восьмерка» не «вечная организация» и может в любой момент превратиться обратно в «семерку», а также предложение до июльского саммита в Санкт-Петербурге провести собрание министров иностранных дел G7 с целью выработки совместной позиции по России.
Мы-то с вами знаем, что для кого-то «источник вожделенных экономических благ», для кого-то, мягко говоря, не очень. Заокеанские геополитики в «спонсируемой» стране склонны закрывать глаза на тотальную коррупцию, «откаты» и воровство до тех пор, пока их носители послушно следуют в фарватере «реформ» очерченных стратегами из США. Можно было бы абстрагироваться от враждебных замечаний радикально настроенных конгрессменов и политологов, если бы не один момент — Совет по внешней политике это очень влиятельная организация, занимающаяся выработкой внешнеполитических рекомендаций для администрации США. Глубинные причины появления таких докладов скорее в провале прежней концепции США в отношении России и необходимости выработки новых подходов. Кстати, это подтверждается решением Сената отменить в отношении Украины действие пресловутой поправки Джексона-Вэника, узаконившей в 1973 г. экономические санкции против СССР. Тем самым наш восточный сосед признан США более свободной, чем Россия, страной.
В то же время есть признаки, что РФ вполне устраивает Запад в качестве сырьевого придатка. Как следует из интервью Операционного директора Ernst & Young Global Пола Отлинга, Россия находится, с некоторыми оговорками, на пороге инвестиционного бума. Национальный фондовый рынок за прошлый год вырос на рекордные 88%. Однако руководители крупнейших международных инвестиционных фондов пока присматриваются к России, а выбирают Индию или Китай. Проблема в том, что, кроме ТЭК, многие отрасли находятся на начальной стадии развития и не представляют интереса для инвесторов. Поэтому высокие цены на нефть — очень удачный момент для государственных инвестиций в фармацевтику, высокие технологии и т.д., в том числе за счет средств Стабфонда. Тогда как президент Путин призван стать гарантом экономической стабильности и сохранности западных инвестиций. В то же время, не больше и не меньше, «Россия хороша в том виде и в той сути, в которой она есть» и «…никто не ожидает, что она станет Францией».
Недаром ВВП с первым вице-премьером с завидным постоянством обсуждают реализацию 4-х приоритетных национальных проектов. А отчеты Дмитрия Медведева в том смысле, что работа «в целом набирает обороты» и «есть как позитивные моменты так и трудности» до подозрительности напоминает риторику СССР времен позднего соцреализма («процесс идет», «ситуация под контролем»). По странному стечению обстоятельств, страна как раз накануне отмечала 75-летие «Горби» — последнего генсека и де-факто могильщика СССР.
Также президент В.Путин озабочен нестыковкой «слова и дела государева». В том смысле, что темпы роста инфляции 4,1% всего за два месяца этого года идут вразрез с 8,5% планом на год. Если дела так пойдут дальше, то она превысит не только 8,5%, но и прошлогодние 10,9%. Как отметил ВВП, «Одна из главных целей — обеспечить темпы экономического роста при снижении инфляции. Разговоров много и результат пока не тот, что мы ожидаем». Напомним, что планку в 8,5% закладывали в бюджет еще в прошлом году. Тогда же МЭРТ разработало меры по ограничению роста тарифов естественных монополий и ЖКХ. Хотя в этом году лимиты роста тарифов ЖКХ уже кое-где превышены, что вызвало стихийные акции протеста в ряде регионов, главная беда не в этом. Вследствие резкого крена в сторону социального обеспечения малоимущих значительно вoздорожали основные продовольственные товары, включая соль, сахар, овощи и хлеб. Если не возникнет новых дополнительных расходов бюджета, эксперты ожидают рост инфляции до 9,5%-9,7% за год. Падение курса доллара в начале марта до месячного минимума 27,88 руб. ряд аналитиков также связывают с антиинфляционными мерами ЦБ РФ. Хотя мировая экономика все больше переходит на евро, ожидаемое повышение учетной ставки ФРС с 4,5% до 4,75%-5% может привести к краткосрочному укреплению «вечнозеленой» валюты до 28,1-28,2 руб. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов, что USD по-прежнему остается расчетной валютой международных рынков энергоносителей.
Тем временем численность российской «партии власти» «Единая Россия» достигла 1 млн. человек. В связи с чем вспоминаются такие вечные изречения, как «Наше учение верное, потому что оно правильное» и что «Социализм — есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Что интересно в первом случае от перестановки ключевых слов ничего не меняется, тогда как во втором Советская власть получается как «социализм минус электрификация…».
Впрочем, к парадоксам нам не привыкать. Например, на днях профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев заявил, что Русская православная церковь не одобряет… увеселений по случаю 8 марта (с 6 марта на дворе Великий Пост!): «Это день революционерок, террористок женского рода, экстремистов XIX века». Но кто об этом сейчас вспомнит? Тогда как представители некоторых других российских конфессий говорят о том, что современность диктует свое прочтение духовных книг. А вот тут на ум сразу приходит ваххабизм. Оставайтесь с нами!


Дмитрий Карасев, Новосибирск