Образ США в мире ухудшается

Образ США в мире ухудшается

Четвертый год войны в Ираке принес дальнейшее ухудшение международного имиджа Америки даже среди жителей некоторых стран – верных союзников США, показал новый опрос общественного мнения.
Количество доброжелательных взглядов резко снизилось за последний год в Испании, где всего 23% респондентов сказали, что имеют положительное мнение о США, в то время как в прошлом году таких было 41%. Исследование проводилось этой весной вашингтонским исследовательским институтом Pew Research Center в 15 странах, включая США.
Среди других стран, где значительно уменьшилось количество людей с положительным мнением о США, – Индия (56% по сравнению с 71%), Россия (43% по сравнению с 52%), Индонезия (30% по сравнению с 38%). В Турции всего 12% опрошенных сказали, что у них благоприятное мнение о США, хотя в прошлом году так отвечали 23%.
Менее резкий спад наблюдается во Франции, Германии и Иордании, а в Китае и Пакистане мнение людей о США по сравнению с прошлым годом даже немного улучшилось. В Британии, ближайшем союзнике американцев по иракской войне, последние два года количество благоприятных отзывов о США держится в районе 50%, что является спадом по сравнению с 75% довоенного 2002 года.
Поддержка борьбы против терроризма под руководством США тоже упала, обнаружил исследовательский институт.
Хотя в нескольких странах подавляющее большинство респондентов выразили обеспокоенность ядерными амбициями Ирана, в 13 из 15 стран большая часть людей считает, что война в Ираке представляет более значительную угрозу для мира. Русские разделяют эту позицию с перевесом 2 к 1.
«Очевидно, что если намного больше людей говорят, что присутствие США в Ираке больше угрожает миру, чем Иран, это является показателем, как Ирак истощает поддержку в отношении США», – говорит президент исследовательского центра Эндрю Кохут.
Последний спад произошел после года, когда антиамериканские настроения понемногу ослабевали благодаря добрым чувствам, вызванным гуманитарной помощью жертвам цунами и политическим прогрессом в Ираке.
Опрос был проведен до того, как на прошлой неделе был убит Абу Мусаб Аз-Заркави, лидер «Аль-Каиды» в Месопотамии.
Кроме того, опрос выявил следующие моменты.
После победы «Хамаса» на палестинских выборах немцы стали симпатизировать израильтянам больше, чем палестинцам. Поддержка Израилю возросла также во Франции: с 20 до 38%.
После беспорядков во Франции, вызванных протестами иммигрантов, жители всех стран кроме США сказали, что их мнение о французах изменилось к худшему. Зато французы впечатлили американцев, среди которых их полюбили 52%, что представляет собой значительное улучшение по сравнению с 29% в 2003 году, когда французы разозлили многих американцев, отказавшись поддержать войну в Ираке.
Только 75% американцев слышали о злоупотреблениях и насилии в тюрьме «Абу-Грейб» в Ираке и на базе США в Гуантанамо на Кубе, в то время как в Европе и Японии об этом знают 90% людей.
Многие респонденты делают различие между своими в основном отрицательными чувствами к президенту Бушу и отношением к американцам в целом.
Большинство опрошенных в 7 из 14 стран, за исключением США, хорошо относятся к американцам, причем в этом списке лидирует Япония с 82% голосов в пользу США. За ней следует Великобритания – 69%. Однако только в двух странах – Индии и Нигерии – большинство опрошенных выразили доверие Бушу.
После тревожного года в Ираке и Афганистане только в России и Индии более 50% опрошенных поддерживают борьбу с терроризмом. В Японии поддержки практически не осталось. Жителям США этот вопрос не задавался.
Однако в том, что касается стремления ведущих держав ограничить иранскую ядерную программу, опрос показал, что большинство населения Западной Европы, Японии и Индии разделяют беспокойство Америки. Количество людей в Великобритании, Франции и Испании, которые рассматривают Тегеран как угрозу, за последние три года увеличилось почти втрое.
Больше чем 9 из 10 американцев, немцев, японцев и французов высказались против того, чтобы у Ирана появилось ядерное оружие.
Исследовательский институт Pew опросил 16 710 человек с 31 марта по 14 мая этого года в Великобритании, Китае, Египте, Франции, Германии, Индии, Индонезии, Японии, Иордании, Нигерии, Пакистане, России, Испании, Турции и США. Допустимая погрешность составляет 2-4% для всех стран, кроме Великобритании и Германии, где она составляет 6%.
Эти и другие последующие слова из уст опытнейшего дипломата должны были звучать как соловьиные трели для Кремля и всего российского политического бомонда. Прагматик Генри хорошо знает истинную геополитическую расстановку сил в мире. Это не Бзежинский, который неоднократно заявлял, что с Россией по большому счету можно не считаться и, в лучшем случае, ей уготована роль младшего партнера Запада. И уж конечно не Чейни, со своей, прямо скажем, недальновидной эскападой в Вильнюсе и Алматы. Согласно моим надежным источникам в Вашингтоне, выступление Чейни привело Кондолизу Райс в ярость, так как для спасения чести мундира ей пришлось говорить ринувшимся к ней журналистам, что она его речь завизировала, что, разумеется, было не так. Рискну предсказать, что вряд ли мы услышим в ближайшее время и скорее всего до конца президентского срока в 2008 году еще одно выступление Чейни, затрагивающее американо-российские отношения.
Отвечая уже сенатору МакКейну и другим членам Конгресса США, выступающими за исключение России из «Большой Восьмерки» и бойкот предстоящего саммита в Санкт-Петербурге, Киссинджер заявил без обиняков, что «решения, которые принимаются в «Большой Восьмерке», невозможны без России». По поводу тезиса о недостаточном развитии или даже об откате от демократии он отметил, что испытывает «совершенно позитивное отношение к той эволюции, которая происходит в России».
Визит Киссинджера в Москву несомненно был санкционирован Бушем и Райс для ликвидации последствий ущерба американо-российским отношениям, нанесенного Чейни и другими политиками, разделяющими его взгляды. Теперь можно с уверенностью сказать, что повестка саммита большой восьмерки будет именно той, которую предложил Путин.
Вместе с тем, возьму на себя смелость сделать еще одно предположение, что события последних недель свидетельствуют о том, что администрация Белого Дома вскоре начнет постепенно педалировать свою мессианскую политику распространения демократии во всем мире, по крайней мере, по отношению к России. Эта политика не принесла Америке больших лавров ни у себя дома, ни в зарубежье. Согласно всем надежным и достоверным опросам общественного мнения, имидж Америки в мире весьма непривлекателен. Рейтинг самого Буша в США, несмотря на прекрасное состояние экономики, находится где-то в районе 35—37 процентов и неуклонно продолжает идти вниз с каждым убитым солдатом в Ираке. Кстати, рейтинг Чейни и того меньше, порядка 11—13 процентов.
Повысить этот рейтинг или хотя бы остановить его падение может лишь резкое улучшение ситуации в Ираке, что маловероятно.
Хотелось бы подсказать своему товарищу по партии Джорджу Бушу, что у него все же есть шанс оставить свой след в истории страны, как говорят американцы «leave his legacy».
Буш начал свой срок в Белом Доме с исключительно важной инициативы — сближения России и США и интеграции России и Запада. К сожалению, на этом пути и по вине обеих сторон события развивались не лучшим образом. Если Бушу удастся достигнуть прогресса хотя бы в этом направлении, то можно будет говорить, что, несмотря на все ошибки и промахи, его историческое наследие весьма значительно. Предстоящий саммит в Санкт-Петербурге дает Бушу прекрасную возможность сделать большой шаг к этой цели.


Брайан Ноултон, New York Times