Конец Однополярного Мира?

Конец Однополярного Мира?

Визит патриарха американской дипломатии Генри Киссинджера в Москву и его высказывания после встречи с президентом России Владимиром Путиным позволяют сделать заключение о том, что администрация Белого Дома прощается с идеей однополярного мира. Хотя Киссинджер и подчеркнул, что находится в России «в личном качестве», он тут же добавил, что цель этой поездки — укрепление связей между нашими странами. Он также отметил, что Вашингтон все более отчетливо осознает важность сотрудничества и партнерства между Россией и США. «Мне известно о том большом значении, которое придают наши руководители сотрудничеству. В последнее время оно особенно ярко отразилось в достигнутых договоренностях между шестью крупнейшими державами мира по вопросу об Иране, и какое большое значение в этом придается роли, которую сыграла Россия для того, чтобы эти соглашения стали явью», — сказал Киссинджер.
Эти и другие последующие слова из уст опытнейшего дипломата должны были звучать как соловьиные трели для Кремля и всего российского политического бомонда. Прагматик Генри хорошо знает истинную геополитическую расстановку сил в мире. Это не Бзежинский, который неоднократно заявлял, что с Россией по большому счету можно не считаться и, в лучшем случае, ей уготована роль младшего партнера Запада. И уж конечно не Чейни, со своей, прямо скажем, недальновидной эскападой в Вильнюсе и Алматы. Согласно моим надежным источникам в Вашингтоне, выступление Чейни привело Кондолизу Райс в ярость, так как для спасения чести мундира ей пришлось говорить ринувшимся к ней журналистам, что она его речь завизировала, что, разумеется, было не так. Рискну предсказать, что вряд ли мы услышим в ближайшее время и скорее всего до конца президентского срока в 2008 году еще одно выступление Чейни, затрагивающее американо-российские отношения.
Отвечая уже сенатору МакКейну и другим членам Конгресса США, выступающими за исключение России из «Большой Восьмерки» и бойкот предстоящего саммита в Санкт-Петербурге, Киссинджер заявил без обиняков, что «решения, которые принимаются в «Большой Восьмерке», невозможны без России». По поводу тезиса о недостаточном развитии или даже об откате от демократии он отметил, что испытывает «совершенно позитивное отношение к той эволюции, которая происходит в России».
Визит Киссинджера в Москву несомненно был санкционирован Бушем и Райс для ликвидации последствий ущерба американо-российским отношениям, нанесенного Чейни и другими политиками, разделяющими его взгляды. Теперь можно с уверенностью сказать, что повестка саммита большой восьмерки будет именно той, которую предложил Путин.
Вместе с тем, возьму на себя смелость сделать еще одно предположение, что события последних недель свидетельствуют о том, что администрация Белого Дома вскоре начнет постепенно педалировать свою мессианскую политику распространения демократии во всем мире, по крайней мере, по отношению к России. Эта политика не принесла Америке больших лавров ни у себя дома, ни в зарубежье. Согласно всем надежным и достоверным опросам общественного мнения, имидж Америки в мире весьма непривлекателен. Рейтинг самого Буша в США, несмотря на прекрасное состояние экономики, находится где-то в районе 35—37 процентов и неуклонно продолжает идти вниз с каждым убитым солдатом в Ираке. Кстати, рейтинг Чейни и того меньше, порядка 11—13 процентов.
Повысить этот рейтинг или хотя бы остановить его падение может лишь резкое улучшение ситуации в Ираке, что маловероятно.
Хотелось бы подсказать своему товарищу по партии Джорджу Бушу, что у него все же есть шанс оставить свой след в истории страны, как говорят американцы «leave his legacy».
Буш начал свой срок в Белом Доме с исключительно важной инициативы — сближения России и США и интеграции России и Запада. К сожалению, на этом пути и по вине обеих сторон события развивались не лучшим образом. Если Бушу удастся достигнуть прогресса хотя бы в этом направлении, то можно будет говорить, что, несмотря на все ошибки и промахи, его историческое наследие весьма значительно. Предстоящий саммит в Санкт-Петербурге дает Бушу прекрасную возможность сделать большой шаг к этой цели.
Эдуард Лозанский, Президент Американского Университета в Москве


Эдуард Лозанский, Президент Американского Университета в Москве