ДЕНЬГИ СЧЕТ ЛЮБЯТ /О семейном бюджете/

ДЕНЬГИ СЧЕТ ЛЮБЯТ /О семейном бюджете/

Эта тема, полагаю, интересует всех. Ведь качество нашей жизни во многом зависит от количества «зеленых» на счете в банке, в кошельке. Расскажу о том, как мы существовали на заработную плату в России и как теперь живем на пособие в США. Читатель имеет возможность сравнить наш бюджет со своим и сделать соответствующие выводы.

Бедность — понятие относительное.
Американский бедняк, несомненно, считался бы в современной России состоятельным человеком. В самом деле, кого в США ныне относят к категории неимущих? Федеральная статистика США четко обозначила границы нуждаемости. Если вы одиноки и ваш годовой доход меньше 9570 долларов (797,5 долларов — в месяц) — вы считаетесь бедным. Семья из 2 человек — несостоятельна при доходе ниже 12830 (1070 — в месяц) долларов. Семья из 3 человек, чтобы жить сносно, должна получать в год не менее — 16090 долларов (1341 — в месяц). Показатель нуждаемости для семьи, в которой 8 человек — 32390 — (2700 в месяц). Пожилым легальным эмигрантам из б.СССР и других стран Американское государство выплачивает социальное пособие — так называемый SSI (Supplemental Security Income — Дополнительный доход, обеспечивающий безопасность — Я.С.) На одного в 2006 году — 603 доллара в месяц, на двоих — 904. Много это или мало? Как посмотреть. Во всяком случае эта сумма ниже прожиточного минимума. В Америке давно поняли, что бедные люди опасны для общества. Они недовольны жизнью и могут примкнуть к различного рода экстремистам-революционерам. Кроме того, неимущие — плохие потребители. У них нет средств на приобретение материальных и духовных благ, в изобилии производимых в Америке. Федеральное правительство и власти штатов учли эти обстоятельства и выплачивают бедным помимо пособия различного рода добавки, компенсации, субсидии. Эти побочные деньги — значительны. С их помощью бедных подтягивают до прожиточного минимума.
Расскажу о некоторых доплатах, которые получаем мы с женой. Самая значительная статья расходов в Америке — плата за жилье. Рыночная стоимость нашей 3-комнатной квартиры, как сообщил мне менеджер дома, — 763 доллара в месяц. Из них 514 долларов переводит ленд-лорду соответствующая федеральная служба. Остальное платим мы. Поддержание нашего здоровья обходится казне, т.е налогоплательщику еще дороже. Жена — хронически больна. Поэтому врачебная помощь и лекарства для нее важнее хлеба насущного. Медицинские страховые компании федерации и штата — Медикер и Медикейд оплачивают стоимость ее многочисленных визитов к врачам и выписанных ими лекарств. Эти визиты — недешевы. Так, госпиталь Cleveland Clinic выставил страховой компании счет на 4723 доллара 95 центов. В такую сумму оценило свои услуги жене отделение скорой помощи госпиталя. Фармацевты аптеки СVS, которая нас обслуживала прежде, подсчитали, что с 1 января по 4 августа 2004 года жена получила лекарства, общая стоимость которых составила 3591 доллар 84 цента, т.е. 513 долларов ежемесячно. (С 1 января 2006 мы частично сами оплачиваем 3%—5% стоимости лекарств. — Я.С.).
У нас нет автомобиля. Специальная транспортная компания несколько раз в месяц подвозит жену в медицинские офисы. Это еще долларов 200 из бюджета штата. Наконец, штат Огайо переводит нам ежемесячно 47 долларов (в счет фудстемпов-продовольственных талонов), (В других — богатых штатах, например, в Калифорнии, этот вид пособия более значителен. — Я.С.). Если сложить все эти прямые и косвенные доплаты, то получается, что наше денежное довольствие на каждого составляет, в среднем, около 1000 долларов в месяц. Таким образом, с помощью разного рода субсидий и страховых выплат Америка обеспечивает нам — пожилым эмигрантам — сносную, я бы даже сказал, зажиточную жизнь. Казалось бы, когда люди живут на грани бедности, они должны дорожить вещами. В действительности я наблюдаю известное пренебрежение к ценностям. Довольно часто на столы в конференц-зале дома кто-то выставляет посуду, одежду, обувь, продукты. Каждый может взять то, в чем он нуждается. Кстати, наши приятели, переезжая в другой штат, передали нам бесплатно монитор к компьютеру и мебель долларов на 500. В старости, как видно, вещи теряют свою цену.

Как мы расходуем получаемое пособие?
В каждой семье складывается свой образ жизни и, соответственно, свои взгляды на то, как тратить деньги. Жена и я решили, что экономить на питании нет смысла. Покупаем продукты и в русских, и в американских магазинах. Ни в чем себе не отказываем. Тратим на питание, как я подсчитал, около 350—400 долларов в месяц. Жилье обходится нам в 250 долларов. Первого числа каждого месяца я выписываю чек на эту сумму и опускаю его в ящик на двери офиса менеджера. На общественный транспорт уходит 40—50 долларов. Мы почти каждый день ездим в бассейн и довольно часто — в библиотеку. Оплата лекарств с 1 января 2006 года обходится нам в 20—30 долларов. Когда заканчиваются пилюли, жена сообщает об этом в аптеку и та пересылает их по почте. За русское телевидение — 40 долларов, междугородние телефонные переговоры 15—20 долларов.
Телефонная связь в США заслуживает особого разговора. У нас, как и у других американцев, в каждой из комнат имеется телефонный аппарат. В гостинной — радиотелефон с записывающим устройством. Недавно эта чудо машина начала барахлить — поговоришь несколько минут и связь прерывается. Я уже подумывал о том, что надо купить другой подобный телефон. Но решил предварительно прочитать информацию на сайте телефонной компании. Оказалось, что покупать надо не новый телефон, а только аккумуляторные батарейки. Радиотелефон стоит, примерно, 70 долларов. Батарейки же на порядок меньше. Таким образом я сэкономил долларов 60. Прием гостей, походы в гости — 20—30 долларов, в кино, театр, на концерты — 20 долларов. Почтовые расходы — 10 долларов. Кажется, перечислил все — ничего не забыл. Суммарный месячный бюджет, таким образом, составляет — 750—850 долларов. (Напомню, что получаем мы 904 доллара в месяц). Следовательно, на все хватает и даже немного остается. Но «остатки» мы, как в знаменитом солдатском анекдоте, «поедаем», т.е тоже расходуем. Раньше, когда жена была здорова, старались сэкономить некоторую сумму денег на путешествия. И это нам удавалось. Ежегодно ездили и по Америке, и в Европу.
В кругу наших соотечественников иногда заходит речь о необходимости откладывать часть социального пособия «на черный день». Я полагаю, что отказывать себе в насущном не имеет смысла. Современная жизнь настолько изменчива, непредсказуема, что сэкономленное может обесцениться, пропасть. К тому же, надо учитывать, что наши эмигрантские счета в банке — «прозрачные». В них имеют право заглядывать те службы, которые переводят нам деньги. И если они обнаружат, что на вашем счете в банке лежит слишком много долларов (кажется, двое могут иметь не больше 1500 долларов. — Я.С.), вам, возможно, временно перестанут пересылать фудстемпы. Мол, вы пока не нуждаетесь. Когда потратите, начнем оказывать материальную помощь опять. Спасибо американскому народу, который обеспечил нам — эмигрантам из б.СССР сносную жизнь на старости лет. Надо, правда, иметь ввиду, что расходы на нас — родителей — покрываются частично или полностью нашими детьми. Ведь они ежегодно вносят в казну налоги — десятки тысяч долларов.

Сравним семейные бюджеты.
В России жена и я были профессорами. Вместе мы получали 900 рублей в месяц, т.е в переводе на американскую валюту — 40—50 долларов. Цены, правда, тогда — в 80-е годы — были другие. За квартиру, насколько я помню, мы платили — 25 рублей, за батон хлеба, кажется, 30—50 копеек. Теперь, как мне пишут коллеги, пенсия в России составляет 3—5 тысяч рублей (150—250 долларов), оклад действующего профессора около 10 тысяч рублей (т.е. 400 долларов). Цены же на продукты питания и услуги в России, насколько можно судить по письмам друзей, близки к американским. Это означает, что российский пенсионер живет на порядок хуже американского, а ученый так же, как получатель социального пособия. Такое положение кажется мне абсурдным.
Прежде чем послать этот материал в газету, по сложившейся традиции разместил его на интернет-форуме различных изданий. Читатели задали мне много вопросов, сделали ряд замечаний. Некоторые показались мне интересными. Постараюсь кратко ответить на них.

Олег (Россия): Вы не задумывались, почему русский народ беден, а американский — богат? В отношении бедности русского народа я сам знаю ответ. Ходоровские, Гусинские, Березовские в свое время присосались к власти и ограбили Россию. А еще есть благотворительность по-еврейски — товарищ Вексельберг «облагодетельствовал» нас —россиян яйцами, хорошо, что не куриными, а Фаберже. Надо у олигархов все нечестно нажитое отобрать и отдать народу. А что вы скажете об истоках богатства американцев? Я.С.: Эту «рекомендацию» — «отнять и поделить» — уже пытались реализовать в России — в 1917-м году. Что из этого получилось — хорошо известно. Богатства Америки создается хорошей, качественной работой американцев, отличной организацией труда, развитой технологией и быстрым внедрением достижений науки в производство. Свобода слова, предпринимательства, независимость судов также важны для обогащения людей. Заметил, что эмигранты-россияне, приехав в Америку, трудятся напряженно и добросовестно. У себя на родине они, по моим наблюдениям, почему-то работали менее активно.
Валерия (Франция): А вы укладываетесь в 20 долларов на приём гостей? Чем же вы их угощаете — чипсами и кока-колой?! Я.С.: Наш опыт показывает, что, когда гостей много, удовольствие от общения снижается. Приглашаем обычно не больше 6—7 человек. Жене сейчас сложно подготовить деликатесы на всех. Поэтому зараннее договариваемся о принципах складчины. Мы — хозяева покупаем вино и торт. Такова традиция.

От редакции.
Марина & Яков Стуль предполагают издать книжку: «Размышления о Жизни». В ней рассказывается о методах самоуправления, лечения диабета без лекарств, продления жизни, достижения успеха, воспитания детей… Примерная цена — 10 долларов. Для определения тиража, просим прислать заявку авторам по адресу: Yakov Stul, 12730 Shaker Blvd. # 304, Cleveland, OH 44120-2043, Вопросы по телефону: 216-751-5040


Яков СТУЛЬ, Кливленд